Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), разработала новые лицензионные условия поставки газа по регулируемому тарифу. Чтобы соответствовать им, облгазы до 1 января 2015 г. должны будут реформироваться: создать два отдельных юрлица: одно — для осуществления продаж газа, другое — для его транспортировки.
Жить по‑новому
Разработку новой версии лицензионный условий НКРЭКУ объясняет просто: их нужно привести в соответствие требованиям закона «О принципах функционирования рынка природного газа». Украинский рынок постепенно трансформируется под европейские стандарты, в соответствие с которыми услуги поставки (продажи. — «Капитал») и распределения (транспортировки. — «Капитал») газа должны быть разделены и не могут предоставляться одной компанией, как это делают облгазы сегодня.
Уже с 1 января 2015 г. компании-владельцы лицензий на поставку газа не смогут заниматься его транспортировкой.
По состоянию на 1 сентября этого года лицензии на поставку газа по регулируемому тарифу имеют 49 компаний, в основном это обл- и горгазы (около 70 % этих предприятий связаны с структурами Дмитрия Фирташа).
Партнер юридической компании CMS Cameron McKenna LLC Виталий Радченко пояснил «Капиталу», что облгазы до конца года должны будут зарегистрировать вторую компанию, которая получит лицензию поставщика газа по регулируемому тарифу и будет торговать газом. Облгазу же останутся функции доставки газа по сетям потребителю.
В новых лицензионный условиях указано, что новосозданная структура может входить в вертикально интегрированную компанию, но должна быть юридически и организационно независимой от функций, связанных с транспортировкой и распределением газа. При этом руководителям новых компаний запрещено совмещать должности в составе вертикально интегрированной компании и они должны быть самостоятельными в принятии решений относительно текущих финансовых операций и оперативно-технического управления.
Де монополізація?
То есть если новые условия будут одобрены, всем этим компаниям придется в спешном порядке разделяться, и есть все основания ожидать, что успеет это сделать далеко не каждый обл- и горгаз. Препятствовать скорейшей трансформации областных газовых монополистов будут нормативные акты, разработанные регулятором энергорынка.
В частности, и. о. президента всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка» Олег Бакулин сообщил, что это вторая редакция лицензионных условий. Первая предполагала, что лицензии на поставку газа могут получить дочерние предприятия облгазов. Согласно украинскому законодательству, такие «дочки» должны находиться в юридической и организационной зависимости от облгазов, что, по мнению собеседника издания, противоречило бы требованиям европейского законодательства о разделении функций поставки и транспортировки газа. Во второй редакции условий лицензирования НКРЭКУ убрала норму о дочерних предприятиях, но НКРЭ ранее уже утвердила программы про размежеванию функций облгазов, в которых это предусмотрено исключительно через создание облгазами дочерних компаний.
Новый порядок лицензирования сохраняет монополию облгазов на украинском газовом рынке
Проект документа содержит еще один спорный пункт — претенденты на получение лицензии должны предоставить среди прочих документов и абонентскую базу. «А если компания решила заняться продажей газа впервые, то откуда у нее возьмется абонентская база? Выходит, этим бизнесом могут заниматься только те, кто уже присутствует на рынке», — отметил Бакулин. При этом он добавил, что компания-претендент на лицензию, должна согласовать список абонентов с облгазом. Таким образом, пояснил эксперт, выход на рынок новых игроков, которые никак не будут связаны с облгазами, будет невозможным.
С ним согласна и генеральный директор компании «Укрнефтегазэнерго» Мария Яковлева, которая считает, что предлагаемый проект постановления НКРЭКУ сохраняет монополию облгазов на украинском газовом рынке. «Это пока не совсем европейский образец — в Европе потребители имеют право выбирать поставщика независимо от территории, где он находится», — указал Радченко.
Времени в обрез
НКРЭКУ до 27 октября будет принимать предложения и замечания к проекту документа, после чего вынесет его на свое же рассмотрение. В итоге у облгазов будет в лучшем случае всего два месяца, чтобы привести свою деятельность в соответствие с законом. Представители облгазов считают такие сроки слишком жесткими. «Странно и грустно, что документ появился только сейчас, а не до начала 2012 г., как ожидалось. Тогда у нас было бы время на подготовку», — сказал «Капиталу» глава правления компании «Киевоблгаз» Владимир Машталирук.
По его словам, реорганизация облгазов в условиях отсутствия плановой тарифной выручки из‑за снижения объемов потребления газа усугубится вынужденным грядущим снижением уровня оплаты потребителями вследствие переключения платежей с действующих облгазов на вновь созданных поставщиков. «Отмечу, что реформирование не только сжато по срокам, но и попадет на пик самого тяжелого отопительного сезона в Украине. Нагрузка по финансированию «разделительных» мероприятий ляжет на собственников бизнеса. Будут ли усилия и затраты компенсированы через тарифы, пока не ясно», — пояснил Машталирук и добавил, что рациональнее это разделение было бы проводить в летний период.