Думки

спецслужбы

Шпион, выйди вон!

Эффект от разоблачений работника американских спецслужб Эдварда Сноудена был, пожалуй, более сильным, чем материалов знаменитого WikiLeaks. Однако бытующее в публичном пространстве мнение о герое / предателе-одиночке несправедливо по отношению к тем людям и службам, которые обеспечили Сноудену прижизненную мировую известность.

23 июня Эдвард Сноуден прибыл в московский аэропорт Шереметьево, где он, по официальной версии, две недели находился в транзитной зоне. Многодневные попытки найти его там стали idee fixe для целой армии зарубежных журналистов, но главная изюминка заключалась в том, что пребывание в транзитной зоне без билетов возможно лишь в течение суток. Уже одно это вызывало определенные вопросы относительно «спонтанности» появления Эдварда Сноудена в Москве.

Однако ключевым эпизодом для понимания подоплеки «дела Сноудена» является, по моему мнению, ситуация с принудительной посадкой и обыском австрийскими спецслужбами самолета президента Боливии Моралеса в аэропорту Вены 3 июля, после того как власти Франции, Португалии, Испании и Австрии закрыли свое воздушное пространство для пролета президентского самолета.

Все эксперты и политики сошлись во мнении, что это — беспрецедентный случай нарушения международного права, в частности — Венской (что глубоко символично!) конвенции 1961 г.

Объяснение в стиле Капитана Очевидность — мол, Париж, Лиссабон, Мадрид и Вена пошли на этот шаг под давлением Вашингтона — на самом деле мало что объясняет. Ведь и Вашингтону не с руки лишний раз становиться инициатором международного скандала, да и европейцы, даже по настоятельной просьбе Белого дома, далеко не всегда рискуют так открыто попирать международное право.

Европейцы могли согласиться устроить воздушную блокаду самолету Моралеса только в одном случае — если США предоставили им 99 %-ю гарантию пребывания Сноудена на борту боливийского самолета. Такая гарантия возможна, только если у самих США были 100 %-е доказательства. И тут еще одна важная вводная — самолет президента Моралеса вылетал из аэропорта Внуково-2, а Эдвард Сноуден, напомним, затерялся где‑то в глубинах Шереметьево.

Из вышесказанного просто‑таки напрашивается вывод: американцы получили абсолютно убедительный сигнал о посадке Сноудена в боливийский самолет. О том, что он был выведен оттуда уже перед самым взлетом, они не знали.
Очевидно, что меры по поимке Сноудена — вплоть до нарушения Венской конвенции — прямо пропорциональны важности сведений, которыми он располагает.

И мнение «The Wall Street Journal» от 5 августа звучит несколько запоздало, хотя и вполне справедливо: «Вашингтон столкнулся сегодня с самым серьезным провалом своей контрразведки с тех пор, как Розенберги 60 лет назад выдали ядерные секреты Сталину.

А теперь в распоряжении у русских оказались жесткие диски Сноудена, где можно накопать больше секретов, чем могли бы украсть батальоны шпионов». Можно лишь добавить, что при личной встрече Барака Обамы и Владимира Путина последний, вполне вероятно, может предъявить и некую информацию, взрывоопасную для государственных устоев США.

Например, факты прослушивания американскими спецслужбами своего президента, сенаторов и конгрессменов. Неудивительно, что сегодня весьма мощное лобби в Вашингтоне пытается отговорить Обаму от визита в Москву, — есть опасения, что американский президент просто не сумеет оперативно принять правильное решение в случае, если свое обладание разоблачительными документами Владимир Путин сделает фактором переговоров.

Впрочем, это уже политическая часть проблемы, а тем временем мы не до конца раскрыли «шпионскую» тему. Дело в том, что простая хронология событий четко указывает на еще одного игрока, быстро мелькнувшего и ушедшего в тень.
20 мая 2013 г. Эдвард Сноуден улетает в отпуск в Гонконг, 6 июня происходит обыск его дома на Гавайях.

В тот же день он дает разрешение на публикации материалов в американской The Washington Post и английской The Guardian. Очевидно, что с этого момента его жизнь — в смертельной опасности.

Вопрос: кто мог в Гонконге в течение более чем двух недель обеспечивать безопасность человека, на которого, несомненно, начали охоту американские спецслужбы? Ответ очевиден — спецслужбы КНР, обеспечивающие национальную безопасность района Гонконг.

И можно предположить, что беспрецедентный провал американской контрразведки стал возможен в результате беспрецедентного сотрудничества спецслужб Российской Федерации и Китайской Народной Республики. А это уже позволяет пофантазировать о вероятных раскладах в будущих геополитических противостояниях.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама