В 2010 г. во втором туре президентских выборов многие просто не пришли на участки. Потому как не видели смысла выбирать меньшее зло между Януковичем и Тимошенко. Команда Юлии Владимировны до сих пор именно этот факт называет главной причиной своего поражения. Но на самом деле, если бы «противсіхам» все‑таки пришлось сделать выбор, нашлось бы немало проголосовавших за Януковича. Несмотря на коррупцию, две отсидки и неоднозначную команду. У Януковича, в отличие от Тимошенко, было качество, которое для многих перевешивало весь негатив.
Даже оппоненты признают, что для экс-президента были вещи, которые он не сделал бы никогда. Где‑то там, глубоко в душе, у Януковича всегда оставались рамки, которые он не переступал. У Тимошенко таких рамок не было и нет до сих пор. Легко можно представить себе коалицию «Батьківщини» и партии Витренко. Но нельзя было представить себе коалицию Партии регионов и «Правого сектора».
Воспитанные в советской системе ценностей, на блатных песнях и фильмах о войне шахтеры из Донецка чем‑то напоминают крестьян из украинской глубинки с их традиционной сельской моралью. И те и другие искренни в своих сильных и слабых сторонах. Янукович, пусть и немного, но похож на Ющенко.
В то же время от них кардинально отличаются такие персонажи, как Тимошенко или Портнов, сформировавшиеся в лихие 1990‑е, уже вне традиционалистского общества. Они умные, современные и поэтому не считают нужным забивать себе голову какими‑то ограничениями. Отсутствие таковых под названием «широкий взгляд на вещи» дает им возможность легко оправдывать любые свои действия.
В политике, как и в жизни, такая манера поведения эффективна на короткой дистанции, но, как показывает опыт, все еще невыгодна стратегически. Выживать за счет более наивного ближнего бесконечно долго не получается. Избиратель чувствует фальшь. И в конце концов голосует пусть и за не таких умных, но понятных ему персонажей — за прихожанина УПЦ Порошенко, а не за нигилистку Тимошенко.
Впрочем, украинское общество стремительно прогрессирует. В последние годы в политику все больше приходит «людей нового качества», «представителей молодого поколения», не обременяющих себя «устаревшими» этическими нормами. Для них много значат такие понятия, как «выгодно — невыгодно» и «нравится — не нравится», но ничего не значат «правильно — неправильно» и «нормально — ненормально». У них хорошее образование, свободный английский, куча преимуществ и достоинств. Недостатков же нет вовсе, поскольку сложно придумать что‑то, что они сами считали бы таковым. Но голосовать за этих людей все равно не хочется.