Украинская «дочка» немецкого страхового гиганта Allianz написала заявление в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) с просьбой исключить ее из членов бюро.
Подобные обращения в МТСБУ в ноябре могут написать от 50 % продавцов «автогражданки». «Велика вероятность, что в случае дальнейшего падения курса гривни в составе МТСБУ останется только 10‑15 компаний, не ограниченных в ресурсах», — прогнозирует директор предправления страховой компании «Доминанта» Алексей Румянцев. Сейчас в бюро входит 64 страховые компании.
Не тем курсом
Причиной массового ухода страховщиков из МТСБУ называют принятый в 2012 г. закон Украины, требующий от продавцов «автогражданки» до 5 ноября 2014 г. увеличить отчисления в фонд защиты потерпевших МТСБУ до € 500 тыс.
По закону отчисления страховщики должны делать поэтапно. На каждом этапе отсеивается немало игроков. К примеру, после первого этапа, завершившегося 5 ноября 2013 г., ряды участников МТСБУ добровольно покинули компании «Лемма», «Крымская», «Энергорезерв», «Каштан» и «ИнтерЭкспресс». А «Укргазпромполис», «Остра», «Астарта», «Лемма Сити Сервер», «ЭйЭмДжи Групп» и «Наста» были исключены самим бюро за неуплату.
«Но если на 5 ноября 2013 г. сумма взноса в € 500 тыс. соответствовала 5,4 млн грн, то на 5 ноября 2014 г. из‑за девальвации она повысилась до 8,4 млн грн, — отмечает предправления компании «Саламандра-Украина» Роман Маленко, — Разница составляет более 3 млн грн!»
Вносить резко возросшие суммы гарантий многие страховщики не хотят еще и потому, что собирают на рынке ОСАГО за год меньше премий, чем требуется перечислить в фонд МТСБУ. «Если будет меньше неплатежеспособных страховщиков на рынке «автогражданки», ничего страшного не случится», — считает председатель координационного совета МТСБУ Андрей Пинчук.
Спасти рядового
Участники рынка придерживаются другого мнения. «К сожалению, культуры выхода компаний с рынка у нас сегодня нет. В большинстве своем страховщики исчезают, не попрощавшись, — говорит Алексей Румянцев, — Если компании будут выходить, не выполняя свои обязательства перед клиентами, эти обязательства переложат на игроков, которые остаются в МТСБУ.» И тогда, по его словам, ситуация на рынке станет похожей на «складывающуюся пирамиду», потому что размер обязательств будет нарастать лавинообразно. «А в нынешних экономических условиях, когда докапитализировать компанию за счет акционеров крайне тяжело, последствия могут быть катастрофические», — считает страховщик.
64 страховые компании имеют право продавать «автогражданку»
В МТСБУ официально ситуацию не комментируют. Ранее сообщалось, что дирекция и президиум бюро по поручению общего собрания обратились в координационный совет МТСБУ и Нацкомфинуслуг с предложением зафиксировать сумму взносов в гарантийный фонд по курсу евро 2012 г.
Могут отсрочить
По словам и. о. председателя Нацкомфинуслуг Максима Полякова, такого обращения от бюро регулятор не получал. «Но мы будем следить за ситуацией и не допустим ухода страховщиков по‑английски», — пообещал Поляков. Он полагает, что решать проблему гарантийных взносов должен координационный совет МТСБУ.
Андрей Пинчук не отрицает, что заявление страховщиков о фиксировании суммы взносов по курсу евро 2012 г. в совет поступило. «Но нужно понимать, что коордсовет защищает интересы страхователей, тогда как страховщики — свой бизнес. Продавцы «автогражданки» должны докапитализироваться, чтобы выполнить требования закона, а если не в состоянии, то пусть не работают в этом сегменте», — говорит он. Его мнение может измениться после 20 ноября. «В этот день координационный совет соберется, чтобы обсудить ряд вопросов по МТСБУ, в том числе и этот», — рассказал Пинчук. Если страховщики убедят совет и Нацкомфинуслуг в необходимости отсрочки отчислений в фонд бюро, он не исключает принятия положительного для них решения. Отсрочка по взносам может быть принята до 1 февраля 2015 г. Такую фору страховщикам уже дал президиум МТСБУ. «Решение о дате, с которой будет начисляться задолженность в фонд с 1 февраля, принято президиумом 30 октября», — сообщил Роман Маленко. Но без поддержки коордсовета и регулятора законность такого решения вызывает вопросы.