Правоохранительные органы с подачи президента Петра Порошенко взялись за Министерство энергетики и угольной промышленности. Вчера на допрос в Генеральную прокуратуру Украины (ГПУ) был вызван министр энергетики Юрий Продан. Ему придется доказывать, что сделка по закупке 1 млн т угля в ЮАР была чистой.
Президентский контроль
Допрос Продана в Генпрокуратуре начался вчера в 15:00. По прибытии министр сообщил, что присутствует в качестве свидетеля, но от дальнейших комментариев отказался и скрылся в здании Главного следственного управления ГПУ.
Продан провел на допросе более трех часов, после чего покинул здание следственного управления.
На прошлой неделе в прокурорские офисы были вызваны директор госпредприятия внешнеэкономической деятельности «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич и исполняющий обязанности директора компании «Центрэнерго» Юрий Головачев.
Именно «Укринтерэнерго» в августе 2014 г. заключило контракт на закупку 1 млн т угля из ЮАР с компанией Steel Mont Trading Ltd. Это топливо предназначено для станций государственной энергогенерирующей компании «Центрэнерго». Чиновники дали пояснения прокурорам и после допросов были отпущены.
Все идет по плану
Прокурорские проверки пока только доставили беспокойство чиновникам, но не привели к срыву или задержкам поставок угля. Пресс-секретарь компании «Центрэнерго» Оксана Егорова рассказала «Капиталу», что проверки на предприятии начались еще в конце прошлой недели, в частности на Трипольской ТЭС. Она не сообщила деталей, но заявила, что сейчас компания работает в штатном режиме. При этом Егорова добавила, что независимые специалисты в ходе проверок подтвердили заявленное в договоре качество южноафриканского угля.
Пресс-секретарь Ильичевского морского порта Ирина Чибирова вчера рассказала «Капиталу», что еще 9 ноября в порт прибыло второе судно с южноафриканским углем — Bottiglieri Challenger. Оно доставило 84,9 тыс. т угля, выгрузка которого была начата в тот же день, ближе к полуночи. «По состоянию на утро 10 ноября было выгружено 8 тыс. т», — уточнила она, добавив, что никаких остановок выгрузки в связи с проверками контрактов не было. Третье судно с углем — МВА Rosaria — еще на пути в украинский порт, его прибытие ожидается 23‑25 ноября. Оно доставит еще 84,6 тыс. т угля.
$106 стоит тонна южноафриканского угля на входе в топку украинской ТЭС
На сайте компании Steel Mont Trading сказано, что ее головной офис находится в Лондоне, а филиалы — в Германии, Турции, Украине, России, Индии и ОАЭ. При этом ее годовой оборот составляет около 1 млн т, хотя только украинский контракт на поставку угля заключен на такой же объем.
Цена вопроса
Пока нет никаких данных о том, что цена на уголь была завышена. Еще в конце октября Продан сообщил, что уголь из ЮАР обошелся Украине в $ 86 за тонну. «Цена угля в украинском порту — $ 86 за тонну. Это без выгрузки. Цена формируется абсолютно прозрачно», — подтвердил он. При этом министр отметил, что стоимость угля не является фиксированной для всего объема контракта (1 млн т) и формируется ежемесячно.
Аналитик госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Александр Крайников также не увидел какого‑либо завышения цены. По его словам, цена на энергетический уголь зависит от теплоты сгорания (калорийности): чем больше калорий — тем выше стоимость. Украина закупала в ЮАР уголь с калорийностью 6000 ккал / кг, цена на который на мировом рынке составляет около $ 65 за тонну на условиях поставки FOB (условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно). Эксперт отметил: поскольку энергетический уголь имеет широкое применение, то цены на него более-менее ровные, т. е. они не отличаются большим разбросом. «Не может быть на рынке одновременно цен в $ 65 и $ 80 за тонну», — подтвердил он.
По словам Крайникова, фрахт судна для доставки угля в Украину обошелся в $ 20 за тонну угля, перегрузка — около $ 7 и $ 10‑13 — доставка железнодорожным транспортом до ТЭС. В то же время эксперт отметил, что фрахт судна для доставки угля в Украину может быть дороже по сравнению с другими маршрутами такой же протяженности, поскольку в портах Черного моря сложнее найти новый груз для освободившегося судна. «Черное море — это же не Роттердам. Поэтому велики шансы, что судно после разгрузки угля уйдет пустым», — сказал он.
Как заметил Крайников, по крайней мере часть привезенного южноафриканского угля, скорее всего, в украинских портах перегружали дважды: сначала — с судна на угольный склад порта, затем — со склада в железнодорожные вагоны. Это могло происходить по той причине, что синхронизировать подачу вагонов для их загрузки прямо с судна достаточно сложно, а в этом случае получается две погрузки, каждая из которых обходится приблизительно в $ 5 за тонну. «Таким образом, цена угля в ЮАР составила $ 65, а уже на украинской ТЭС — $ 106. В нашем понимании, с ценами закупки южноафриканского угля по этой сделке все нормально», — подытожил эксперт.
Не увидел какого‑либо завышения цены и старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква. По его мнению, обнародованная цена на уголь из ЮАР попадает под категорию средней цены на рынке.
Политический фактор
Впрочем, скандал может иметь причины, далекие от цен на уголь. Источник «Капитала» в «Народном фронте» считает, что активность ГПУ связана с переговорами о создании коалиции и распределении должностей в новом Кабмине. «У президента вызвала сомнения прозрачность схемы? Насколько я знаю, ранее таких подозрений не было, а они появились после неудачи на выборах, когда мы смогли отстоять своего премьер-министра», — сказал он.
Народный депутат Андрей Павловский («Батьківщина») также полагает, что конечной целью «угольного дела» является не Юрий Продан, а премьер-министр Арсений Яценюк. «Кто‑то пытается ослабить позиции Продана, а через него и позиции Яценюка перед стартом переговоров о составе нового Кабмина», — сказал Павловский «Капиталу».
Отметим, Порошенко предложил будущей коалиции выдвинуть именно кандидатуру Яценюка на пост премьер-министра. Однако дальнейшие кадровые переговоры между президентом и премьером пока, по информации издания, не принесли результатов.
Могу поспорить с Алексеем на ящик коньяка, что перегрузка таки обходится "приблизительно в 5 долларов за тонну" а оценка из книжки Вельмера уже давно утратила свою актуальность. Думаю, такой цены за перевалку в порту не было даже в 2001 году !
=Это могло происходить по той причине, что синхронизировать подачу вагонов для их загрузки прямо с судна достаточно сложно, а в этом случае получается две погрузки, каждая из которых обходится приблизительно в $ 5 за тонну.=
На самом деле каждая погрузка или разгрузка оценивается только в $0, 5/тонну (см. Ф.В.Вельмер. Экономические оценки месторождений. Киев, Логос, 2001 г., стр. 98).
Таким образом, 2 погрузки стоят 1 долл/тонну (2 погрузки * 0, 5 долл/тонну), а не 10 долл/тонну (2 погрузки * 5 долл/тонну).
Но заработать по 9 долл на каждой тонну тоже не плохо! При партии 1 млн. тонн угля из ЮАР "заработок" составляет 9 млн. долл.