Министерство экономического развития и торговли выступило с инициативой создать специальные сертифицированные лаборатории для проверки продуктов питания, которые экспортирует Украина.
Об этом заявил заместитель министра Анатолий Максюта.
По его словам, работа сертифицированных лабораторий позволит избежать ситуаций, когда государственные органы вынуждены вмешиваться в торговые споры между странами, доказывая качество продукции того или иного производителя.
Пока предполагается, что речь идет не об обязательной сертификации перед экспортом, а только в случае наличия претензий со стороны страны-импортера относительно качества или безопасности товара. Лаборатория должна будет подтвердить или опровергнуть выводы относительно качества продукции. Исследовательские учреждения получат статус последней инстанции.
«Если в России или любой другой стране-импортере появляются вопросы относительно качества или безопасности продукции, эти страны направляют ее в эти лаборатории, а те подтверждают или не подтверждают», — отметил Максюта.
Ответственным за разрешение спора должен быть сам производитель, и не стоит раздувать каждый случай до международного конфликта, полагает он.
Суть вопроса
Инициатива МЭРТ продиктована торговым спором, возникшим между Украиной и Россией после того, как Роспотребнадзор выдвинул претензии к продукции корпорации Roshen, признав конфеты украинского производителя опасными для потребления.
На сегодняшний день экспорт товаров этой компании в Россию приостановлен. Но украинские лаборатории не выявили никаких нарушений. В частности, свои выводы предоставили эксперты Национальной академии медицинских наук Украины, Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Госинспекции защиты прав потребителей. Никаких оснований прекратить экспорт конфет не нашли и профильные инспекции Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Молдовы.
Российская же сторона игнорирует анализы украинских лабораторий. По словам Максюты, делегация от МЭРТ готова в любой момент выехать в Россию и начать переговоры относительно возобновления поставок конфет. Как рассказал «Капиталу» чиновник аппарата министерства, вопрос о создании сертифицированных лабораторий может быть рассмотрен уже во время визита украинской делегации в Москву.
Но, по словам собеседника «Капитала», в МЭРТ еще не знают, в каком формате будут созданы лаборатории, но точно известно, что они не будут подчиняться ни одному из украинских ведомств, чтобы гарантировать максимальную объективность при анализе товаров.
«Нужна независимая лаборатория, которую признают как в Украине, так и в другой стране, в том числе и в России. Она точно не будет подчиняться ни одному министерству. Скорее всего, будет изучен мировой опыт», — уточнил чиновник МЭРТ. Он не смог сказать, как будет действовать министерство, если сертифицированная лаборатория докажет необоснованность обвинений, из‑за которых пострадала украинская компания.
Вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко отказался отвечать на вопросы «Капитала», сославшись на занятость.
Политический аспект
Президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк в беседе с «Капиталом» отметил, что если результаты украинских сертифицированных лабораторий будут признаваться за рубежом, то производители поддержат эту инициативу и согласятся на проведение лабораторных анализов. Тем более что, по словам эксперта, сегодня производители и так проходят обязательную сертификацию при экспорте товаров в Россию.
Но в некоторых из опрошенных «Капиталом» компаниях сомневаются, что российская сторона легко согласится на подобного рода решение споров, которое готово предложить украинское Минэкономразвития.
«Для России так называемые «сырные» или «конфетные» конфликты — один из способов давления на Украину. Здесь больше политики, чем реальных обоснованных претензий. Им незачем что‑то менять», — предположил исполнительный директор компании, специализирующейся на производстве кисломолочной продукции.
Юристы также считают, что для решения вопроса об урегулировании претензий со стороны страны-импортера относительно качества или безопасности товара недостаточно просто создать специальные сертифицированные лаборатории в стране-экспортере.
Как отметила старший юрист международной юридической группы AstapovLawyers Виктория Бужор, здесь возникает вопрос силы и действия заключений таких лабораторий за пределами Украины.
«Будут ли заключения лабораторий созданных в стране-экспортере иметь юридическое значение (силу) и приниматься страной импортером, особенно в том контексте, что у каждой из стран-импортеров есть свои специальные органы уполномоченные на проведение проверок, а также утвержденные стандарты и требования относительно качества и безопасности товаров», — комментирует юрист.
При этом, по ее мнению, для придания юридической силы заключениям таких лабораторий необходимо будет либо создавать их на межгосударственном уровне, либо же заключать двусторонние соглашения со странами импортерами.