В прошлую пятницу «Блок Петра Порошенко» обнародовал рабочий вариант проекта коалиционного соглашения, над которым он работал вместе с представителями партий «Самопоміч», «Батьківщина», «Народный фронт» и Радикальной партии. Документ предполагает проведение ряда реформ в Украине. «Капитал» проанализировал, какие изменения ожидают медиа- и телеком-рынок.
Специальное отдельное ведомство
По мнению авторов документа, в Украине нужно сконцентрировать в едином центральном органе исполнительной власти функции по определению государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий и связи. Таким образом, в нашей стране может быть создано отдельное министерство связи и информатизации. Примечательно, что идея создания такого органа отнюдь не нова. Как уже писал «Капитал», еще в июле правительством был подготовлен необходимый пакет документов для создания этого ведомства. Создание единого органа, который будет отвечать за стратегию развития рынка, предусмотрено также в рекомендациях Кабмину, принятых ранее Верховной Радой.
Участники рынка по-разному относятся к такой инициативе. Глава Государственной администрации в сфере связи и защиты информации (сейчас исполняет некоторые функции министерства) Владимир Зверев сообщил «Капиталу», что с идеей создания министерства знаком и полностью ее поддерживает. Другие участники рынка считают, что от нового ведомства толку будет мало. Председатель «Укртелекома» Александр Баринов ранее отмечал «Капиталу», что при том формате рынка, который есть сейчас, министерство связи будет только дополнительной прослойкой чиновников. Стратегически управлять ему будет мало чем. «Укртелеком» приватизирован. Остается только «Укрпошта» и телевизионный концерн.
4G, 5G и тотальная интернетизация
Депутаты не обделили вниманием и вопросы внедрения технологий нового поколения связи, интернетизации школ, библиотек, развития телемедицины. «Обеспечение условий для развития телекоммуникационных сетей 4 и 5 поколений, создание и имплементация дорожной карты внедрения общегосударственного широкополосного доступа к сети интернет», — такой громкий пункт содержится в коалиционном соглашении.
Президент компании «Адамант» Иван Петухов считает, что о внедрении таких стандартов, как 4G (обычно в мире под ним подразумевают технологию LTE), пока рано говорить. Ведь операторы так и не смогли договориться о том, как переделить между собой существующий спектр таким образом, чтобы запустить в нем 4G. Кроме того, по словам замглавы администрации президента Дмитрия Шимкива, запуск связи в стандарте LTE потребует от операторов более значительных инвестиций, чем внедрение 3G, и существенного обновления сети. Также он отметил, что проникновение этой технологии в мире еще слишком низкое — на уровне 3,88 % от всего объема пользователей мобильной связи. Так что Украине в ближайшие год-два светит разве что 3G. Если, конечно, регулятору удастся провести конкурс на три лицензии до начала весны.
Что касается 5G, который также упомянут в проекте соглашения, то здесь депутаты явно метят в футурологи. Мировые эксперты предвидят, что это поколение связи начнет активно развиваться не раньше 2020 г. Сейчас вендоры только пишут концепции и проводят тестирования.
Рецепт для медиа: помоги себе сам
Депутаты также намерены принять специальный закон, который поддержит украинский культурный продукт — музыку, кино, книги, теле- и радиопрограммы. Главными инструментами в этом деле, согласно коалиционному соглашению, должны стать налоговые льготы производителям, дополнительное государственное финансирование, а также привлечение частных инвестиций. Украинские медийщики скептически относятся к обещаниям народных избранников. «У нас была и есть проблема с российским контентом. Запретов на его трансляцию было много, а помощи в создании нашего продукта не было вообще» — говорит директор одного украинского телеканала.
Депутаты также предложили норму, которая только ухудшит состояние медиа-рынка. Так, в коалиционном соглашении есть пункт о запрете рекламы лекарств в средствах массовой информации. По словам гендиректора StarLight Sales Андрея Партыки, если такая норма будет принята, медийщики потеряют около 25 % своего дохода. «В условиях роста цены энергоносителей и доставки сигнала это означает, что медийщики будут вынуждены уволить около 50 % сотрудников, это примерно 50‑100 тыс. человек», — говорит менеджер, добавляя, что телеканалам придется сократить производство собственного контента.
Он также отмечает, что на рекламном рынке ситуация ничем не лучше. Производители рекламных роликов останутся без заказов, а фармацевтика — крупнейший заказчик локального производства рекламы. «Думаю, там цифра около 35 %, ведь среди фармы очень много украинской продукции», — резюмировал Партыка. Как писал «Капитал», в 2014 г. на украинском рекламном рынке свои позиции сохранило телевидение, интернет и радио смогли нарастить долю, а наружная реклама и печатная пресса ушли в минус.