Економіка

инфраструктура

Кабмин отказался от идеи строительства платных дорог. Инвесторам дадут возможность заработать на инфраструктуре

Правительство на сегодняшнем заседании планирует утвердить подготовленное Министерством инфраструктуры постановление о возврате инвестиций бизнесу, который будет строить автомобильные дороги на условиях концессии (копией документа располагает «Капитал»). Предполагается, что с момента введения автодороги в эксплуатацию до истечения договора о концессии (25‑35 лет) государство будет компенсировать инвестору плату за «эксплуатационную готовность» объекта.

Планируется возмещать расходы на строительство и эксплуатацию дороги, а деньги выделять из средств специального фонда госбюджета, предназначенных на развитие дорог и их содержание. На текущий год в госбюджете на эти цели предусмотрено 5,14 млрд грн. Причем для пользователей, согласно проекту постановления, дороги будут бесплатными.

Кому достанется

Постановление затронет только шесть инвестпроектов, подготовленных Государственным агентством автомобильных дорог Украины («Укравтодор»). Речь идет о строительстве Большой кольцевой дороги вокруг Киева, автомагистрали от границы с Россией к Новомосковску, а также дорог Одесса — Рени (на Бухарест), Ульяновка — Симферополь, Днепропетровск — Симферополь и Краковец — Ровно.

Согласно ранее обнародованным расчетам Кабмина, для реализации строительства дорог на условиях концессии запланировано привлечь $ 10 млрд. А министр инфраструктуры Владимир Козак обещал к осени предложить концессионерам условия участия в конкурсах по этим проектам.

Скрытый доход

Согласно проекту постановления, государство не намерено компенсировать инвестору проценты по взятым на строительство дорог кредитам. «Эта норма очень невыгодна инвесторам. Неготовность государства компенсировать проценты означает постоянный рост затрат для бизнеса», — отметил в комментарии «Капиталу» экс-председатель «Укравтодора» Петр Кравчук.

Несмотря на это, в Кабмине настроены оптимистично. «Принятие этого порядка будет содействовать быстрому строительству автомобильных дорог за средства частных инвесторов. Прямой госдолг при этом не увеличивается, а выплаты бюджетных средств для возврата частных инвестиций откладываются», — сказано в пояснительной записке Министерства инфраструктуры к документу.

Заработок на инфраструктуре

В пресс-службе профильного министерства отказались отвечать на вопросы по содержанию документа, пока тот не будет принят на заседании правительства. Однако Петр Кравчук допускает, что, скорее всего, концессионерам разрешат получать прибыль от дорожной инфраструктуры, построенной вдоль автомагистралей: АЗС, кафе, стоянок и прочих объектов. По его словам, это будет достаточной компенсацией при потере прямой платы за пользование дорогами. «У Кабмина пока нет выбора, он не может допустить платное пользование автодорогами, поскольку в этом случае должна быть альтернативная дорога — бесплатная, а в Украине нет такого разветвления», — пояснил Петр Кравчук, добавив, что в 2008 г., когда он возглавлял «Укравтодор», рассматривался вариант поддержки инвесторов путем предоставления государственных гарантий.

Экс-министр регионального развития, строительства и ЖКХ, член парламентского комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Анатолий Близнюк (Партия регионов) утверждает, что выбранный правительством механизм не типичен для мировой практики, но может быть приемлемым для украинских реалий ввиду неготовности населения платить за пользование дорогами. «Для инвестора все же более привлекательный вариант — строить дороги, за проезд по которым он может получать реальную плату», — подчеркнул он в разговоре с «Капиталом». Такая практика используется во всем мире, нам не надо изобретать велосипед, резюмирует собеседник.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама