За последний год Украина поднялась в рейтинге стран по простоте уплаты налогов Paying Taxes 2015 с 164‑й на 108‑ю позицию. Этот «хит-парад», отражающий величину налогового и административного бремени на среднюю по величине компанию в различных странах мира, составляется Всемирным банком совместно с PwC и является частью рейтинга по легкости ведения бизнеса Doing Business. Именно благодаря стремительному рывку вверх в налоговой табели о рангах Украина поднялась в Doing Business 2015 сразу на 16 позиций и заняла 96‑е место среди 189 государств.
Виртуальная реальность
Украина продемонстрировала улучшения во всех трех составляющих налогообложения — количество налоговых платежей, время, затрачиваемое на уплату налогов, общая ставка налогообложения. Впрочем, сокращение количества платежей состоялось лишь формальное. Это произошло главным образом за счет перехода основной части налогоплательщиков на электронную подачу отчетности по единому социальному взносу, говорит менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC Украина Александр Буряк. Переход с бумажной на электронную отчетность произошел после того, как с 1 октября 2013 г. администрировать единый соцвзнос (ЕСВ), вместо Пенсионного фонда стало Министерство доходов и сборов, возглавляемое на тот момент Александром Клименко. В результате если до октября прошлого года лишь 38 % плательщиков отчитывались в онлайне, то к концу года их доля выросла до 77 %. А в первом полугодии текущего года таковых было уже более 90 %. «Согласно условиям определения данного индикатора, если основная часть налогоплательщиков подает отчетность и платит налог или сбор при помощи электронных средств связи, то показатель по отдельному налогу будет равен одному, даже если реальное количество платежей будет больше», — объясняет Александр Буряк. Кроме того, переход в онлайн сократил и время на заполнение налоговой отчетности с 390 до 350 часов в год.
Также благодаря снижению ставки по налогу на прибыль с 21 % в 2012 г. до 19 % в 2013 г. произошло уменьшение общей ставки налогообложения с 54,9 % до 52,9 %. Это «послабление» было предусмотрено еще в принятом в 2010 г. Налоговом кодексе. Правда, изначально на 2014 г. было запланировано снижение до 16 %, но Международный валютный фонд посоветовал с этим делом особо не торопиться, памятуя о постоянно возникающих проблемах с наполнением казны. Также на пользу этому индикатору пошло то, что Миндоходов разрешило компаниям при осуществлении текущих налоговых платежей учитывать убытки прошлых периодов.
Ограниченные маневры
Впрочем, успехи Украины в нынешнем рейтинге приуменьшают возможности ее продвижения в будущем. На сегодняшний день уже фактически исчерпан наиболее популярный до сих пор ресурс для повышения рейтинга — снижение количества платежей. «Данный индикатор достиг минимальной отметки. Сейчас в исследовании учитываются пять налогов — на прибыль, НДС, ЕСВ, земельный и экологический. И по каждому из них берется наименьшая величина — один платеж в год», — говорит Александр Буряк. Это означает, что дальнейшее улучшение возможно только за счет отказа от одного из этих пяти налогов или уменьшения их базы налогообложения.
Снижение с начала текущего года ставки налога на прибыль с 19 % до 18 %, по мнению Александра Буряка, на продвижение вверх особо рассчитывать не позволяет. «Даже если общая ставка налогообложения уменьшится соответственно на 1 % и составит 51,9 %, это вряд ли позволит Украине продвинуться по данному индикатору», — считает он. Аналогичный показатель в странах Европы и Центральной Азии — 34,9 %, а в странах ОЭСР — 41,3 %.
Правда, Министерство финансов и ГФС предлагают еще снизить ставку ЕСВ, но насколько значительно она уменьшится — пока не известно. В существующей концепции реформы заложено сокращение ставки до 15 %, но в проекте коалиционного соглашения речь идет о 18 %.
Время — деньги
Время заполнения отчетности и подготовки платежных документов и вовсе может снова вырасти в будущих рейтингах. За 2014 г. ничего не было сделано для упрощения декларирования налогов, зато добавились дополнительные задачи, отмечает Буряк. Например, администрирование военного сбора, что увеличило время подготовки «зарплатной» отчетности.
Впрочем, серьезный удар по расходам времени, которое бизнес затрачивает на решение налоговых вопросов, может нанести введение электронного администрирования НДС в 2015 г. Соответствующий закон был принят в конце июля и вступает в силу с 1 января. Но документ, увы, далек от совершенства. «Без соответствующей оценки всех возможных рисков и решения множества проблемных вопросов это нововведение может привести к непрогнозируемым последствиям, как для каждого отдельного субъекта хозяйственной деятельности, так и для экономики Украины в целом», — говорится в письме Европейской бизнес ассоциации к руководству страны. В доработке нуждается порядок учета отрицательного значения сумм НДС, накопленного за прошлые периоды, отмечает партнер «ВТС Консалтинг» Александр Шемяткин.
Также нужно усовершенствовать порядок учета сумм для возмещения будущих периодов, засчитанных в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС, которые были задекларированы до января 2015 г., говорится в письме ЕБА. Остается нерешенным и вопрос возмещения НДС, к которому не применяется система автоматического возмещения.
По этой причине с предложением отложить или отменить введение электронного администрирования НДС к президенту и премьеру уже обратились ЕБА, Федерация работодателей Украины, Конфедерация строителей Украины, Интернет ассоциация Украины и многие другие общественные организации. Однако Минфин, как заявил замминистра Денис Фудашкин во вторник, настаивает на реализации этой инициативы именно с 1 января. В результате Украина в рейтинге Paying taxes 2017 по времени заполнения отчетности рискует откатиться к прошлогодним показателям, а возможно, и ниже.