Около 60 % украинцев при выборе нового мобильного телефона или смартфона предпочитают двухсимник. Только в июне, по данным ритейл-сети «Цитрус», таких устройств на рынке было продано более 200 тыс. Производители телефонов делают ставку на такие гаджеты. Повышенный спрос на них они называют особенностью украинского рынка. Сформировали его сами мобильные операторы.
Абоненты не могут использовать одну сим-карту. Тарифы этого им не позволяют делать. Или плати 40 грн за общение внутри одной сети, или выкладывай 300 грн в месяц за тысячу минут в месяц на другие сети. Среднего не дано.
До недавнего времени людям приходилось ходить с двумя телефонами (пока не появились устройства с двумя sim-картами в большом ассортименте). Многие продолжают это делать и сейчас.
Операторы, в свою очередь, тоже не шикуют. Рынок замер. Доходы не растут вот уже несколько лет, а затраты на электроэнергию, оплату труда, аренду помещений постоянно ползут вверх. Если бы нам дали 3G, говорят операторы, вот тогда бы «пошла жара».
Создается впечатление, что менеджеры используют долгожданное и многообещающее 3G в качестве отговорки. Мол, пока его нет, и денег больше не станет. При этом подавляющее большинство обладателей Android-смартфонов и iPhone уже сейчас исправно платят за мобильный интернет на базе 2G-сетей. И с их переводом на связь нового поколения манна небесная вряд ли посыплется. Людей не заставишь платить намного больше.
Тем временем менеджеры мобильных операторов играют в игры. Надо сказать, что игр много, и им вряд ли скучно. Есть отличное развлечение со ставками за завершения звонков на сети конкурентов. Интерконнект-войны, как величаем их мы, журналисты. Чем больше звонков к родной сети привлечено, тем больше навар при взаиморасчетах.
Абонентов можно тоже запутывать: протестируй услугу месяц. Забыл отключить — плати. Мало платишь в месяц — пойдешь на другой тариф, а старый закроем.
Все эти трюки могут хорошо смотреться в одноразовой квартальной отчетности. Какими окажутся результаты по итогам года, спрогнозировать сложно. Такие уловки достойны стихийного рынка: накрутил весы, продал подороже — скажем, 50 кг несвежих огурцов — и был таков. На следующий день приходят покупатели — где, мол, тут огурцы продавали? А никто не знает.
Но для компаний, чей доход превышает $ 1 млрд и которые обслуживают десятки миллионов клиентов, такие игры опасны. Они убивают самый главный «актив» — доверие постоянных клиентов. И даже если сеть при этом будет сверхбыстрой, никто к ней подключаться не будет — а вдруг и тут подвох.