Следующий год не принесет утешения игрокам рынка наружной рекламы. Согласно прогнозу рекламного холдинга Publicis Groupe Ukraine, бюджеты на наружную рекламу в следующем году сократятся на 15 %. Директор агентства ZenithOptimedia Ukraine (входит в холдинг) Денис Сторожук отметил, что общее падение рекламного рынка оценивается в пределах 4 %. Но прогноз составлялся исходя из допущения, что политико-экономическая ситуация в стране не ухудшится.
Впрочем, операторы рынка наружной рекламы настроены оптимистичнее и тешат себя надеждами, что следующий год будет не хуже нынешнего.
Продолжительное падение
По итогам 2014 г. совокупный объем рекламных бюджетов по сравнению с прошлым годом сократится примерно на 40 % — до 700 млн грн., свидетельствуют данные исследования Publicis Groupe (без учета политической рекламы). Напомним, что с первыми трудностями наружная реклама столкнулась еще в феврале. «Сразу после первых скачков курса рекламодатели категорий «авто» и «торговля» стали пересматривать планы по размещению», — вспоминает директор агентства наружной рекламы Master Ad Андрей Никитич. Печальную роль сыграло и изменение географии размещения.
На 40 % сократится совокупный объем рекламных бюджетов на наружную рекламу по сравнению с прошлым годом — до 700 млн грн
Как ранее писал «Капитал», в результате аннексии Крыма рекламный рынок потерял 5‑7 %: одни операторы перевели активы на российские офисы, а другие прекратили деятельность. Боевые действия в Луганской и Донецкой областях уменьшили рынок еще 9‑10 %. Исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Оксана Полищук отмечает, что в 2012‑2013 гг. во многих городах Украины местные администрации начали брать с операторов значительно больше, что, разумеется, увеличило последним затратную часть. «При этом поднимать цены на размещение наружной рекламы операторы не рискнули — чтобы сохранить спрос», — объясняет она.
Перераспределение
«Наружники» с прогнозами Publicis Groupe согласиться не готовы. «Сейчас очень сложно делать какие‑либо прогнозы. Думаю, если и будет сокращение рынка, то в пределах 5‑10 %», — говорит директор по продажам BigBoard Ukraine Елена Бесхлебная. Причем, по ее мнению, наружный рекламный рынок в следующем году должен структурироваться и укрупняться.
Генеральный директор исследовательской компании Doors Consulting Сергей Смоляр, напротив, считает, что в денежном выражении рынок останется на уровне этого года. Однако и он не исключает передела рынка. «Многие мелкие операторы уже сейчас работают ниже уровня рентабельности, они будут вынуждены продать или сдать в аренду свои конструкции более крупным игрокам», — объясняет он.
По данным Doors Consulting, крупнейшими операторами являются BigBoard Ukraine, «Прайм групп», «Октагон Украина», РТМ и «Луверс». Совокупно перечисленным компаниям принадлежит 43 % плоскостей. В следующем году, по мнению Сергея Смоляра, количество контролируемых ими бордов вырастет до 60 %.