Сегодня Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) в очередной раз повысило стоимость «Зеленой карты» — полиса международного обязательного страхования ответственности автовладельцев. С начала года цена на него выросла в два-три раза.
Курс на рост
Еще в январе 2014 г. украинец, отправляющийся на своем автомобиле в Европу, мог приобрести «Зеленую карту» за 263 грн на месяц. Начиная с сегодняшнего дня ему придется заплатить за такую страховку 765 грн. Стоимость «Зеленой карты» для тех, кто отправлялся на машине в Беларусь, Молдову или Россию, повысилась с начала года на 308 грн — до 515 грн (с 2009 г. этот полис продается двух видов: один — для всей Европы, второй — для Беларуси, Молдовы и РФ).
Годовой полис страховой защиты ответственности для отечественных автовладельцев на дорогах Европы подорожал почти вдвое — на 1,9 тыс. грн (до 4,2 тыс. грн), а годовая белорусско-молдавско-российская «Зеленая карта» прибавила в цене почти 760 грн (до 1681 грн).
Страховка на месяц для водителей автобусов, следующих в Европу, стала дороже почти в 2,5 раза и стоит теперь 2,5 тыс. грн. Их коллеги, отправляющиеся в Беларусь, Молдову и Россию, вынуждены будут заплатить за полис 741 грн вместо 203 грн в начале года. Стали заметно дороже и полисы для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, мотоциклов.
Падение продаж
Тарифы по договорам «Зеленой карты» установлены постановлением Кабинета министров № 5 от 6 января 2005 г. и номинированы в евро. И их стоимость меняется вместе с изменением валютного курса. Предыдущее гривневое подорожание полисов имело место 2 декабря.
Продавцов этой страховки ситуация не может не тревожить. Если за январь-октябрь нынешнего года было продано лишь на 3,2 % меньше полисов, чем за соответствующий период 2013 г., то по итогам следующего года в сравнении с текущим страховщики не исключают 30 %-го падения. «Импортеры и экспортеры, активно приобретавшие «Зеленую карту» для своих автомобилей, уменьшают количество поездок за границу. И сами украинцы с таким курсом евро вряд ли смогут часто ездить, к примеру, в Европу, — считает генеральный директор компании «Аска» Андрей Шукатко, — Поэтому снижение количества проданных полисов в следующем году может составить 30 % и более».
Риски пула
На фоне падения спроса эксперты рынка прогнозируют и расставание с пулом «Зеленая карта» самых слабых игроков. В этом году пул покинула только одна страховая компания — «Гарант-Авто», и это уже стало определенной потерей для рынка с учетом того, что в начале года продавцов «Зеленой карты» в Украине было всего‑то десяток. «К концу следующего года пул могут оставить еще две-три компании», — не исключает предправления страховой компании «Княжа» Дмитрий Грицута. Учитывая, что ответственность в пуле солидарная — в случае невыполнения обязательств покинувших его страховщиков риски придется разделить оставшимся.
9 страховых компаний имеют право продавать «Зеленую карту»
Самый главный риск для продавцов «Зеленой карты» связан с резервами, которые формируются в гривне, но платить из которых за рубежом нужно в валюте.По данным МТСБУ, в январе-октябре сумма требований к пулу «Зеленая карта» по ДТП выросла почти на треть относительно предыдущего периода, а количество заявлений — почти на четверть. «К тому же нужно учесть, что 40 % требований по ДТП, которые произошли в прошлом году, поступают в бюро в следующем и еще 20 % — через год», — говорит советник гендиректора МТСБУ Владимир Романишин. Поэтому по 60 % страховок, проданных по старому курсу, платить придется по новому.
Но Романишин успокаивает: в данный момент 50 % всех резервов по «Зеленой карте» МТСБУ перевело в валюту. Кроме того, шесть страховых компаний внутри пула перестраховывают между собой риски «Зеленой карты» стоимостью до € 0,5 млн. Это означает, что при страховом случае выплачивать средства будет не один, а сразу шесть страховщиков. А договоры «Зеленой карты» стоимостью выше € 0,5 млн отдаются на перестрахование, по словам Романишина, в международные компании.