Эксперты считают такое утверждение спорным. «Поступления от транзита газа никогда, даже в самые лучшие времена, не были основными в общем денежном потоке «Нафтогазу».
Основной денежный поток получался за счет торговли газом», — уверяет эксперт центра «Номос» Михаил Гончар. По информации «Нафтогазу», в первом полугодии 2013 г. в общем объеме выручки доля транзита газа составила 23,9 %, а продажа газа потребителям — почти 70 %.
Однако и здесь у госкомпании наблюдается провал.
Одна из причин увеличения убытков НАК — снижение продаж газа потребителям. В отчете указано: если в первом полугодии 2012 г. компания продала 26,7 млрд куб. м газа на сумму 49,5 млрд грн, то за соответствующий период 2013 г. — 15,8 млрд куб. м на 31,9 млрд грн.
Замена госкомпании
Альтернативные «Нафтогазу» импортеры газа возникли на горизонте в 2011 г. Первой компанией-импортером стала OstСhem Дмитрия Фирташа, которая начала самостоятельно закупать газ в России для обеспечения топливом химических предприятий группы. В 2012 г. Кабмин внес OstСhem в прогнозный баланс поставок и потребления газа, разрешив ей импортировать 8 млрд куб. м газа при собственной потребности около 5,1 млрд кубометров.
Такой же объем закупки OstСhem запланировала и на этот год. «Результаты свидетельствуют о потере «Нафтогазом» доли на внутреннем рынке газа, вероятно, в пользу частной OstСhem, увеличивающей импорт российского газа в этом году.
Прибыль «Нафтогазу» ожидаемо ухудшилась, так как Ostchem отбирает у госкомпании прибыльную нишу поставок газа промышленным потребителям, в то время как НАК остается убыточная ниша поставок газа населению и теплогенерирующим предприятиям», — считает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
В 2013 г. появились еще две частные компании, которые начали импортировать газ из Европы. Первой стала ВЕТЭК — в марте нынешнего года она начала импортировать газ через Венгрию.
Планируемые объемы поставки составили 90 млн куб. м в месяц. В июле импортировать газ начала ДТЭК Рината Ахметова, металлургические и энергетические предприятия которой в год потребляют 6 млрд куб. м газа.
Объемы импорта европейского газа частными компаниями на фоне общего объема потребления газа в стране выглядят пока достаточно скромными — всего в этом году из Венгрии ВЕТЭК и ДТЭК импортировали около 0,3 млрд кубометров. Однако аппетиты частных компаний-импортеров ограничены пропускной способностью газовых коридоров с европейскими странами.
В частности, сейчас «Укртрансгаз» ведет работы по увеличению пропускной способности газопровода на границе с Венгрией. После их выполнения можно будет прокачивать до 15 млн куб. м газа в сутки вместо нынешних 6 млн. «Поскольку всё больше частных компаний импортируют газ в Украину, мы ожидаем, что выручка и прибыль «Нафтогазу» во втором полугодии 2013 г. будет и дальше падать», — прогнозирует Александр Паращий.
Должники остаются
Отдавая платежеспособных потребителей частным компаниям-поставщикам, «Нафтогаз» оставляет себе население, бюджетные организации и предприятия теплокоммунэнерго. Последние традиционно отличаются плохой платежной дисциплиной. В конце июля министр регионального развития Геннадий Темник констатировал, что в этом году предприятия теплокоммунэнерго потребили 6 млрд куб. м газа на сумму 13,2 млрд грн, но уплатили всего лишь 4,6 млрд грн.
Всего же с 2009 г. долг теплокоммунэнерго за потребленный газ вырос до 17,3 млрд грн. «Измененный бюджет «Нафтогазу» предусматривает, что госхолдинг получит еще 10,7 млрд грн во втором полугодии 2013 г. на покрытие кассового разрыва в дополнение к 8 млрд грн, полученных в январе 2013 г. Сейчас мы не уверены, что этой субсидии будет достаточно для полного перекрытия дефицита денежных средств «Нафтогазу» в 2013 г.», — заявил Александр Паращий.
Михаил Гончар считает, что «Нафтогаз» осознанно «увешивают долгами и топят». «С приближением реформы газового рынка близится и финал этой компании как центральной структуры. Произойдет реорганизация «Нафтогазу» в группу компаний, которые, возможно, будут под одной «крышей», но самостоятельными», — полагает он.
По его мнению, если бы государство подходило к этому вопросу стратегически и системно, оно бы не допускало увеличения долговой нагрузки.
«Потому что давно уже должны быть проведены реформы рынка газа и пересмотрены цены и тарифы. Но это политически непопулярный шаг, на который власть не идет, — подчеркнул Михаил Гончар. — Например, аналогичные «Нафтогазу» компании в Польше, Словакии и Венгрии после проведения реформ увеличили свои финансовые потоки и прибыльность бизнеса, облегчили бремя проблем для государства. У нас же все делается наоборот».