Во втором полугодии 2013 г. телекоммуникационная группа «Воля» изменила стратегию расширения собственный сети. Об этом «Капиталу» рассказал президент компании Сергей Бойко. По его словам, приоритетным для компании стало собственное строительство инфраструктуры на новых территориях, а не покупка провайдеров уже с действующей сетью. Первым городом, в котором компания построит собственную сеть, станет Белая Церковь (Киевская область). «Будет это только один город, или несколько, я пока не могу сказать», — добавил президент компании.
Деньги на сделки
О том, что «Воля» намерена в 2013 г. скупать региональных провайдеров, рассказал в начале года ее новоназначенный генеральный директор Джордж Жембери. По информации источников «Капитала», оператор намерен был потратить на покупки до 200 млн грн. в этом году. Последними приобретениями провайдера в 2011‑2012 гг. были днепропетровская компания «Фальстап» и компания «Одеко», предоставляющая услуги в 10 западных областях Украины и в Запорожье. Последнюю сделку оценили в $ 14 млн. Участники рынка отмечают, что строительство своих сетей не характерно для акционеров «Воли» (фонды SigmaBleyzer и Providence Equity Partners), поскольку компания все время вела переговоры и пыталась выкупить сети, быстро став крупнейшим оператором кабельного ТВ в Украине и одним из лидеров в сфере интернет-доступа (в общей сложности обслуживает около 1,7 млн абонентов). Даже базовая сеть в Киеве, где «Воля» до сих пор крупнейший игрок на рынке ТВ и интернет-доступа, была сформирована в результате слияний и поглощений местных провайдеров.
Переоцененные сети
Но сейчас сети, выставленные на продажу, далеки от идеала, и по большей части они требуют модернизации, говорит Бойко. «Дешевле построить собственную сеть, чем вложить деньги в покупку небольшого провайдера, а потом еще и на его модернизацию», — рассказывает он. Приобретение готовой сети сейчас никого не интересует, подтверждает директор киевского провайдера «Триолан» Вадим Сидоренко. «Единственное, что можно купить, так это абонентскую базу. А цены на абонентов достаточно высоки. За эти деньги можно теоретически предложить бесплатный доступ к сети на два-три года, и они перейдут сами», — добавляет он. «Воля», например, сейчас предлагает подключиться и до конца года пользоваться акционным пакетом (ТВ + интернет + Wi-Fi-роутер) всего за 30 коп. в месяц.
Акцент на переманивании
По словам Бойко, сейчас строительство сети обходится примерно в $ 20‑25 в расчете на одну подключенную квартиру. А среднюю стоимость покупки локального провайдера участники рынка оценивают в $ 150 в расчете на одного абонента. Т. е. в шесть раз больше. Один из подрядчиков по строительству инфраструктуры «Воли» не слышал о новых планах компании и считает, что это решение могло быть принято, чтобы «попугать» собственников провайдеров, которые хотят продать свой бизнес по завышенной цене и сбить ее. Например, владельцы киевского интернет-провайдера «Навигатор-Онлайн», как писал «Капитал», ведут переговоры о его продаже и за компанию хотят выручить около 30 млн грн. Но участники рынка говорят, что оператор стоит в два-три раза дешевле.
Белоцерковский интернет
По данным консалтинговой группы Expert & Consulting, в Белой Церкви около 75 тыс. домохозяйств. Таким образом, если «Воля» будет «покрывать» весь город, то инвестиции в проект могут составить около $ 2 млн. Однако будет ли оператор строить сеть во всех районах, Бойко пока не уточняет. «Проникновение фиксированного широкополосного интернет в подобных городах по Украине находится на уровне 40‑50 %. А В Белой Церкви оно может быть выше среднего показателя», — отмечает партнер Expert & Consulting Анатолий Фроленков. По мнению Сидоренко, на самоокупаемость проект «Воли» может выйти через пять лет. Опрос «Капитала» показал, что сейчас в Белой Церкви представлено более пяти провайдеров. Самые крупные сети: «БЦ-NET», «Магнус» и «Белком». Появлению нового игрока они не рады.