В этом году Верховная Рада с подачи правительства дважды вносила изменения в Налоговый кодекс (НК). Сначала в марте, когда премьер-министр Арсений Яценюк, пугая народных депутатов возможным дефолтом, настоял на принятии антикризисного законопроекта, подготовленного правительством. На тот момент фискальный разрыв, с которым требовалось справиться Кабинету министров, по оценкам Яценюка, составлял порядка 289 млрд грн. Деньги необходимо было искать быстро, не откладывая непопулярные инициативы на потом. В правительстве не придумали ничего лучше, чем взять больше обычного с бизнеса. «Или решения будут приняты, или Украина станет страной-банкротом и будет объявлен дефолт. Всего два варианта», — стоял на своем премьер. Вместе с налогами Рада тогда повысила акцизы на сигареты и спиртное, а также на дизельное топливо. Но это было только началом «реформ».
Уже через четыре месяца, предложив Верховной Раде очередную порцию антикризисных мер, Кабмин настаивал на внедрении системы электронного администрирования НДС, очередном повышении акцизов на табачную и алкогольную продукцию. А еще было рекомендовано повысить до конца года рентные ставки за пользование недрами. Все инициативы вызвали критику как со стороны бизнеса, так и у депутатов-лоббистов. Провалив вначале голосование правительственного пакета изменений в Налоговый кодекс, Верховная Рада тем не менее приняла этот документ со второй попытки.
Залезть в недра
Не справляясь со сбором налогов из‑за боевых действий в Донбассе и девальвации гривни, правительство уже в сентябре предложило сохранить повышенные в июле ставки по недропользованию на 2015 г. Это было заложено в проекте изменений в НК, который Кабмин внес в Верховную Раду, но который все же не довели до голосования. В Министерстве финансов по‑прежнему хотят взимать новый налог. В проекте бюджета на 2015 г. предусмотрено получить за счет ренты с недр примерно 30 млрд грн. Это почти на 10 млрд грн больше, чем в этом году.
На снижении рентных ставок настаивает и Международный валютный фонд. В МВФ рекомендуют правительству снизить с января 2015 г. размер платы за пользование недрами при добыче природного газа частными компаниями с максимальных 55 % до 28 %. Очевидно, в фонде исходят из того, что фискалы не смогут собрать заявленные 30 млрд грн. Следовательно, будет расти дефицит госбюджета в связи с невыполнением доходной части. Потому в МВФ хотят видеть более стабильные компенсаторы.
Тревожным сигналом служит еще и то, что объем поступлений от ренты по недрам в текущем году оказался ниже запланированного. После повышения ставок собирались получить до конца года 20,3 млрд грн. По факту за десять месяцев приобрели пока немногим более 13 млрд грн.
16 млрд грн составит налоговый недобор доходной части бюджета Украины — оценка Государственной фискальной службы
Дополнительное налоговое бремя к тому же может остановить развитие добывающей отрасли. Как отметил старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква, повышенные налоги приведут к тому, что бурить новые скважины компании станут только там, где будут на 100 % уверены, что найдут газ или нефть. Из-за повышения ренты за пользование недрами добыча может сократиться уже через полгода-год. Это наверняка произойдет, если правительство повторно убедит парламент отказаться от временного статуса повышенных ставок, оставив их на следующий год, отметил собеседник.
Вредные привычки
Еще две отрасли, которые в этом году оказались в центре фискальных инициатив правительства, — производство табачной и алкогольной продукции. В этом году акцизы на сигареты повышались трижды: с 1 января — на 11,7 %, с 1 июля — на 25 %, с 1 сентября — на 5 %. В целом с начала года акциз вырос на 40 %. У производителей спиртного ситуация не легче. С 1 июля ставка акцизного налога на спирт, спиртовые дистилляты, алкогольные напитки повысилась на 25 % — с 56,42 грн за литр до 70,53 грн за литр 100 %-го спирта. Акциз на пиво увеличивали только один раз, но сразу на 42,5 % — до 1,24 грн за литр.
В профильной ассоциации «Укрпиво» еще в сентябре предупреждали, что при нынешней фискальной нагрузке на бизнес у компаний не будет иного выхода, как закрывать часть производственных мощностей. Председатель Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус позже заверил, что с бизнесом уже достигнут компромисс и поднимать акцизы как минимум в 2015 г. для этих отраслей не будут. Правда, пока законодательно такие нормы не нашли отражения в актах правительства или Верховной Рады.
К тому же нет гарантий, что премьер-министр в очередной раз не настоит на повышении сборов с подакцизной продукции, аргументируя это необходимостью спасать страну и не допустить дефолт. Правда, аргументы могут быть и более банальными. Например, в июле, предлагая очередное повышение налогов для производителей сигарет и пива, Яценюк заявил, что алкоголь и табак вредны для здоровья. «Считаю, что это [повышение акцизных ставок] не повлияет на создание рабочих мест, а тот объем пивного алкоголизма, который есть в стране, зашкаливает. Объем выкуренных сигарет и фактически уничтоженного здоровья украинцев — невероятный. У нас не хватит ни одной системы Министерства здравоохранения для того, чтобы потом лечить и спасать граждан», — сказал премьер.
Впрочем, несмотря на создание дополнительной нагрузки на бизнес, получить сверхдоходы в госбюджет у Кабмина не получилось. Последние данные Госказначейства о поступлениях в сводный бюджет Украины свидетельствуют, что в январе-октябре акцизный налог с произведенных в Украине товаров остался на уровне аналогичного периода прошлого года, составив 23,4 млрд грн.
Валютные игры
Изыскивая возможности для наполнения бюджета, Кабмин не только повышал налоги, но и вводил новые, а также реанимировал ранее действующие. В частности, с апреля начал действовать общегосударственный пенсионный сбор в 0,5 % с покупки иностранной валюты. За десять месяцев удалось собрать более 5,2 млрд грн. Когда вводили сбор, в правительстве говорили о возможности получить около 9 млрд грн до конца года.
Поступления от такой валютной комиссии идут непосредственно на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Однако с введением сбора практически замерла работа межбанковского валютного рынка, отодвинув сделки в тень. Например, если до введения сбора среднедневной объем сделок на межбанке составлял $ 1,2‑1,3 млрд, то после появления налога межбанк просел до $ 200 млн. В связи с чем председатель НБУ Валерия Гонтарева назвала такую ситуацию на межбанке «неприличной». Тем более что дополнительные сборы с валютных операций переводят сделки на черный рынок, который, по оценкам аналитиков, в четыре-пять раз больше официального.
В связи с этим против сбора с покупки валюты выступили в МВФ, посоветовав правительству искать другие компенсаторы для решения дефицита бюджета. Пока в Минфине попытались найти выход, предложив оставить сбор с покупки валюты только для физлиц, но при этом увеличив ставку до 2 %. Таким образом, облагаться налогом будут только розничные операции, тогда как сделки на межбанке — нет.
Еще один новый налог, который появился в 2014 г., — военный. В июле Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, которыми в том числе обязала увеличить отчисления с доходов физлиц на 1,5 %. Согласно данным Государственной казначейской службы, по состоянию на ноябрь за счет этого налога госбюджет получил дополнительно 1,4 млрд грн.
Головой об лед
Несмотря на насыщенный налоговыми изменениями год, правительству все же не удастся выполнить свои планы по доходам. В этом году ГФС соберет примерно на 16 млрд грн налогов меньше, чем запланировано в госбюджете. Это притом что фискалы наперед взяли с компаний налог на прибыль. По оценкам Билоуса, на данный момент авансовые платежи достигли 25 млрд грн.
В любом случае план по налогу на прибыль будет провален, констатируют в Государственной фискальной службе. Принимая во внимание то, что в этом году бизнес генерирует убытки, поступления по этому налогу в 2015 г. также просядут. В проекте госбюджета на 2015 г. запланировано собрать 37,9 млрд грн налога на прибыль, тогда как в этом году стояла задача выручить более 40,2 млрд грн.
Получить от бизнеса больше в ГФС рассчитывают за счет НДС, перекрыв компаниям серые схемы уклонения от этого налога. Для этого с января должна вступить в силу электронная система администрирования налога на добавленную стоимость. Правда, депутаты от коалиции настаивают на отмене таких правил, тогда как Государственная фискальная служба и Минфин предлагают перенести их запуск до апреля, дав бизнесу время подготовиться.
Цифры не врут
Евгений Шевченко,
генеральный директор компании Carlsberg Ukraine
Повышение акциза на 42,5 % с 1 мая, безусловно, стало для нас неприятным сюрпризом и привело к удорожанию пива, что наряду со снижением покупательной способности и доходов населения углубляет кризис в отрасли. В этом году наши производственные мощности загружены в среднем на 63 %, что на 5 % меньше, чем в 2013 г. По данным отраслевой ассоциации «Укрпиво», сокращение объема производства пива к концу 2014 г. составит около 13 %. Мы в эту цифру верим.
Впрочем, на сегодняшний день еще больше обеспокоены последней инициативой правительства приравнять пиво к алкогольным напиткам. Такие изменения не просто ухудшат ситуацию в отрасли, а практически полностью ее уничтожат. Ведь на практике это приведет к тому, что с 1 января 2015 г. из всех магазинов исчезнет все пиво, поскольку в настоящее время этикетки на продукции не соответствуют требованиям к этикеткам алкогольных напитков, а следовательно, все пиво на полках магазинов будет вне закона.
С 1 января пиво исчезнет также из ресторанов и баров, поскольку по закону алкогольные напитки нельзя разливать в кеги и другую упаковку из нержавеющего металла. Вне закона окажется и все пиво в ПЭТ-бутылках, так как алкогольные напитки запрещено разливать в пластиковую упаковку. Думаю, любые кардинальные изменения в законодательном регулировании должны вводиться только после детального анализа их последствий, консультаций с профессиональными экспертами и бизнесом.
Ставка не сыграла
Андрей Фита,
менеджер по вопросам налогообложения компании «JTI Украина»
С начала года акцизные ставки на табачную продукцию выросли на 40 %. Это самое высокое повышение за последние несколько лет. Для сравнения, в 2013 году минимальное акцизное обязательство было повышено на 18 %, в 2012 — на 15 %, в 2011 — на 7 %. Но резкое повышение налога в этом году не обеспечило пропорционального роста поступлений в бюджет. По сравнению с 2013 годом сумма акцизных поступлений от табачной отрасли вырастет приблизительно на 10 %. В 2013 году, за вычетом эффекта от перехода на предоплату налога, в бюджет поступило 15,9 млрд грн от акциза на табачную продукцию, в 2014 ожидается около 17,7 млрд грн.
При этом в 2014 году объемы реализации табачной продукции снизились на 3 %, и более 6 % рынка занимает нелегальная табачная продукция — контрабанда и контрафакт. Потери бюджета из‑за нелегальной торговли сигаретами в 2014 году составляют около 2 млрд грн. Мы надеемся, что комплексные меры по стабилизации рынка и борьбе с контрабандой, в частности внедрение цифровой технологии маркировки табачной продукции Codentify, помогут избежать таких потерь в долгосрочной перспективе.
На фоне трудностей 2014 года важным шагом для производителей табачной продукции стало снижение стоимости акцизной марки. Ее цена была искусственно завышена в 2013 году, а сама марка давно перестала быть эффективным инструментом контроля за оборотом подакцизной продукции, так что это решение правительства можно только приветствовать.
С другой стороны, мы обеспокоены предложением ввести новый налог с оборота подакцизных товаров, в том числе табачной продукции. Все отрасли, связанные с производством и реализацией подакцизных товаров, критикуют это предложение, поскольку данный налог не соответствует европейской практике налогообложения, сложен для администрирования и не решит проблему наполнения местных бюджетов.