В пятницу Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) на официальном сайте опубликовало проект закона, в котором сказано, что для ритейлеров отсрочка платежа за поставленные продукты со сроком продажи до 10 дней должна составлять 10 дней, а для остальных групп товаров, за исключением подакцизных — 60. Также МЭРТ предлагает запретить ритейлерам принудительно взимать с поставщиков плату за продвижение их товаров в сети.
В пояснительной записке к документу сказано, что разработка и утверждение законопроекта, который урегулировал бы отношения между поставщиками и ритейлерами, предусмотрены Государственной программой активизации развития экономики на 2013‑2014 гг. Поставщики часто жаловались на работу сетей, в связи с чем этот вопрос необходимо было урегулировать, рассказал «Капиталу» Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине, принимавший участие в разработке нового проекта закона.
Предприниматели и представители различных общественных и бизнес-ассоциаций не поддерживают эту идею. «Отсрочка платежа и маркетинговые бюджеты — это два стабильных источника дохода, которые можно направить на развитие сети», — говорит партнер консалтинговой компании «Эллис» Александр Ланецкий.
Как забрать
свои деньги
Отсрочки платежа для разных групп товаров разные, напоминает глава аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. Ежегодно при подписании новых соглашений сети стараются их увеличить. «Например, если в докризисный период отсрочка по некоторым группам товаров составляла 45 дней, то сейчас — 60 или даже 90», — рассказывает директор по маркетингу одной из алкогольных компаний.
Директор по общим вопросам компании «Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата») Алексей Марченко сообщает, что отсрочка платежа по их товарам может составлять 40‑60 дней. «У нас отсрочка составляет от 30 до 90 дней», — подтверждает совладелец кондитерской компании АВК Валерий Кравец.
Директор по маркетингу алкогольной компании поясняет, что некоторые успешные сети готовы заплатить за поставленный товар лишь спустя 120 дней, а некоторым поставщикам — и через 180. «Очень часто у сетей случаются просрочки платежей, которые могут составлять 30‑60 дней от даты проплаты», — добавляет Валерий Кравец.
Маркетинговые бюджеты сети расходуют на рекламу товаров в магазинах. Как правило, это плата за рекламу продукции в конкретной торговой точке, проведение различных промо-мероприятий и размещение информации о товарах производителей в буклете магазинов сети, говорит директор по маркетингу алкогольной компании. «Усредненной цифры нет, но маркетинговые бюджеты национальных производителей исчисляются десятками миллионов гривен в год», — подчеркивает он.
Темпы развития снизятся
После принятия предлагаемого МЭРТ проекта закона ассортимент товаров в магазинах уменьшится, полагает совладелец сети продовольственных супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко. Он поясняет, что некоторые товары в их магазинах могут продаваться, например, в течение полугода, а средства поставщикам необходимо вернуть через два-три месяца. Сейчас сети, по словам Баленко, берут такие товары на реализацию, т. е. рассчитываются после продажи продукции. «Нам невыгодно будет вводить и новинки, поскольку существует риск не продать этот товар», — поясняет он. Сети вынуждены будут учитывать эти риски и повысят свои наценки.
Розница не сможет использовать средства поставщиков для пополнения оборотных средств, поэтому темпы развития сетей могут снизиться, говорит Мария Колесник. «Ритейлерам для этих целей необходимо будет брать кредит либо рассчитывать на собственную прибыль», — считает Колесник. Получить заем на развитие многим ритейлерам будет сложно, говорит Александр Ланецкий.
Обойти ограничения по маркетинговым бюджетам сетям будет нетрудно. По мнению Баленко, ритейлеры просто будут заключать дополнительные договоры, где пропишут все затраты на продвижение.
Шансы, что этот проект закона будет одобрен правительством, высоки, считает Андрей Забловский. Он отмечает, что обсуждал проект закона о внутренней торговле с председателем комитета Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александрой Кужель, и она поддержала эту идею.