Как сообщает черкасское издание Vikka.ua, в настоящее время на черкасском «Азоте» бизнесмена Дмитрия Фирташа завершается перевод сотрудников на обслуживание в «Сбербанк России». Этим летом, сообщает издание, цитируя работников предприятия, зарплатные карты от российского банка получили сотрудники администрации «Азота». На прошлой неделе НБУ ввел временную администрацию в Надра Банк Фирташа, в котором раньше обслуживались химические предприятия бизнесмена. Очевидно, поэтому возникла необходимость в привлечении услуг другого банка.
Такое решение руководства компании Фирташа на самом «Азоте» объяснили тем, что со «Сбербанком России» группу связывает сотрудничество на уровне материнских компаний. «Зачем искать другой банк, если на высшем уровне существует сотрудничество с этим банком», — объяснила переход «Азота» в «Сбербанк России» пресс-секретарь предприятия Евдокия Мацокина.
Дмитрий Фирташ давно сотрудничает с российскими финучреждениями. Есть информация о том, что он пользовался их услугами при приобретении «Стирола», «Северодонецкого объединения «Азот», а также черкасского «Азота» в 2010-2011 гг. И залогом по этим кредитам служат акции упомянутых химзаводов. В частности, в расследовании агентства Reuters говорится, что российский «Газпромбанк» открывал олигарху кредитную линию на $11 млрд в 2010 г., которые впоследствии были использованы на покупку активов в Украине и приобретение 20 млрд куб. м природного газа для их обеспечения.
В ноябре 2013 г. сам Фирташ рассказал, что воспользовался кредитом «Газпромбанка», чтобы закачать в украинские ПХГ 5,6 млрд куб. м газа. Бизнесмен также предлагал свои услуги тогдашнему правительству по разрешению газового конфликта Украины и России в закупках топлива «Нафтогазом України». Но от его посреднических услуг отказались. В октябре 2014 г. уже новое украинское правительство запретило заводам Фирташа использовать ранее приобретенный ими у «Газпрома» газ из хранилищ особым постановлением. А в декабре 2014 г. «Газпромбанк» потребовал от компаний Фирташа вернуть кредит, предоставленный на закупку газа в 2013 г в размере $842,5 млн. Конфликт стороны замяли в январе. Тогда же на рынке появилось мнение о том, что заявления «Газпромбанка» имели целью припугнуть украинское правительство. Мол, российский газ Фирташа, который находится в ПХГ, придется вернуть. С тех пор «Нафтогаз» перестал запугивать химпредприятия Фирташа отключением газа и сейчас заводы работают стабильно. В январе даже был запущен цех по производству аммиачной селитры на северодонецком «Азоте». Город оккупирован боевиками.
У Фирташа лишь два из четырех азотных предприятий находятся на территории, контролируемой Украиной — черкасский «Азот» и «Рівнеазот». Именно с этими заводами сейчас активно судится «Нафтогаз України» за поставленный в 2009-2010 гг., но не оплаченный в полном объеме газ. Общая сумма претензий монополиста ко всем заводам бизнесмена перевалила за 2 млрд грн.
В конце января 2015 г «Нафтогаз» стал добиваться банкротства черкасского «Азота». Хотя у предприятия не самый большой долг за газ в группе — 181 млн грн. Предприятие весь прошлый и текущий год сверхзагружено, чтобы насытить отечественный рынок удобрениями в условиях простоя восточных заводов группы («Стирол» и северодонецкий «Азот» остановлены с мая 2014 г.). 9 февраля в Едином государственном реестре судебных решений было обнародовано решение хозсуда Черкасской области. В нем говорится о том, что «Газу України» отказано в заведении дела о банкротстве черкасского «Азота».
Черкасский «Азот» — лучшее предприятие компании Ostchem. Оно более надежно в плане диверсификации производства, так как предлагает широкую линейку азотных продуктов и другой химии. Его расположенность в центре страны дает логистические преимущества в обеспечении внутренних потребителей. Также на заводе проведена модернизация, вследствие чего он стал более экономно расходовать природный газ и выпускать больше азотных удобрений.