Все, кто поднимает вопрос, а не было бы нам финансово выгоднее согласиться на самодостаточные «ЛНР» и «ДНР», чем кормить их из своего бюджета, должны честно для себя ответить на вопрос — они за единую Украину или против. Ведь этот вопрос можно переадресовать и другим дотационным регионам — Тернополю, Волыни, Закарпатью. Давайте теперь от них всех откажемся и оставим только прибыльные Днепропетровскую и Харьковскую, Полтавскую и Киевскую области, слепив из них «выгодную» страну.
Уменьшать нагрузку на бюджет путем раздачи территории — это не вариант. Да, Донбасс — дотационный регион, но, как оказалось, без этой «обузы» мы не можем обеспечить себя углем и теряем значительные объемы экспорта.
Жители Донбасса — украинские граждане, и отказ от выплат им пенсий — нарушение Конституции и невыполнение своих обязательств. Разница между украинцами в Донецке и в Мариуполе только в том, что одни живут под украинским флагом, а другие — под флагом «ДНР». Но и те, и те всю жизнь работали на Украину, только одни теперь получают пенсии, а вторые — нет. Оправдать это можно лишь тем, что из-за хаоса на Донбассе технически нет гарантий для выплат. Но как только будет создана система, при которой они смогут гарантировано получать эти деньги, мы обязаны будем их платить.
Украина сейчас выступает в роли маленькой компании, которую пытается поглотить большая корпорация
Нужно определиться, что для нас важнее — единое государство или подсчеты, какую территорию мы себе можем позволить содержать. По большому счету, если состояние экономики будет ухудшаться теми же темпами, скоро мы не сможем позволить себе даже Киев — тогда нужно вообще отказываться от независимости и перейти на баланс какой-то другой страны. Правда, мы и так уже почти полностью потеряли приоритет в решении экономических вопросов, пойдя на стопроцентное финансирование со стороны Запада. В обмен на деньги нам говорят, какие реформы проводить, как повышать тарифы.
В минских соглашениях оговорена территориальная целостность Украины — с Донбассом в ее составе. Но в целом на Путина не очень-то и надавили — фактически, он ни в чем принципиально не уступил.
Результат переговоров — в пользу России, но иначе и быть не могло.
Это следствие объективного соотношения сил. Украина сейчас выступает в роли маленькой компании, которую пытается поглотить большая корпорация. Естественно, даже если маленькой компании удастся отбиться, например, при помощи других сильных структур, то все равно она в чем-то потеряет. Большая корпорация побеждает априори, просто потому что она большая.
Поэтому Путин, несомненно, может выиграть в контексте Украины, хотя глобально он все равно проигрывает. По большому счету, Россия сегодня в международной изоляции, по крайней мере, в отношениях с ключевыми западными игроками, которые на нашей стороне.
Я придерживаюсь мнения, что выживание Украины как государства зависит от скорости, с которой мы заключим мир. Продолжение конфликта, даже в вялотекущей форме, приведет к краху. Макропоказатели, настроения в обществе, в том числе и отношение к мобилизации, противоречия внутри правящей коалиции — все это показывает, что продолжение конфликта подорвет и без того на ладан дышащую украинскую экономику.
Единственное, что может глобально угрожать территориальной целостности и унитарности Украины — бездарность, конфликты и хаос в центре, который может дойти до регионов
Тот факт, что «нормандская четверка» вышла с переговоров, не разругавшись, обнадеживает. Как и то, что от нас не потребовали чего-то заведомо невыполнимого. Автономия Донбасса — формальная или неформальная, отказ от НАТО, договоренность не актуализировать проблему Крыма — это не та цена, которую Украина не в состоянии заплатить, чтобы ее оставили в покое. В документ этого не запишут, но это система координат, в которой он создавался.
Изначально и Запад, и Украина вынуждены были идти на уступки. Готова договариваться и Россия — 16 часов никто бы не сидел во Дворце независимости, если бы не было готовности к диалогу. Но Россия хочет договор только на своих условиях — и никак иначе.
В частности, для российской стороны важно добиться снятия санкций в обмен на уступки в конфликте на Донбассе, и никак не касаясь вопроса Крыма, в отношении которого для Владимира Путина компромисс невозможен.
По моему мнению, проект «Новороссия» закрыт. В текущей ситуации он нереалистичен, с российской стороны о нем речь уже не идет. Единственное, что может глобально угрожать территориальной целостности и унитарности Украины — бездарность, конфликты и хаос в центре, который может дойти до регионов.