На этой неделе вступила в силу конвенция Международной организации труда (МОТ) «О труде в морском судоходстве», которая усиливает социальную защиту моряков. Украина, третья в мире по количеству работников в морском судоходстве, к договору не присоединилась. Как выяснил «Капитал», необходимый законопроект уже готов и может быть принят Верховной Радой до конца года.
Украине необходимо защищать права 75 тыс. моряков
Конвенцией «О труде в морском судоходстве», принятой еще в 2006 г., устанавливается ряд требований к социальному, медицинскому обеспечению, условиям и продолжительности труда, соблюдению и защите прав моряков. В частности, запрещается трудоустройство на судах лиц моложе 16 лет, без подтверждения квалификации и предоставления медицинской справки о профпригодности. Кроме того, предусмотрена возможность моряков обжаловать нарушение положений конвенции, пребывая на судах.
В соглашении также говорится об обязательном заключении трудовых договоров, установлены минимальные требования к условиям проживания на судах. Максимальная продолжительность трудового дня, согласно конвенции, не должна превышать 14 часов в сутки и 72 часов в неделю. Закрепляется право моряков на бесплатную репатриацию, компенсацию в случае травмы, убытков или безработицы, связанных с утратой или затоплением судна.
По мнению национального координатора МОТ в Украине Сергея Савчука, для нашей страны ратификация конвенции очень важна, поскольку государство глубоко интегрировано в процессы, связанные с морским судоходством. «Украина — это страна флага, то есть под ее флагом плавают суда. Это страна порта, на ее территории действуют 19 международных портов. Это третье в мире государство по снабжению морского судоходства трудовыми ресурсами. По разным оценкам, от 50 тыс. до 75 тыс. украинских моряков работают под флагами других государств», — сообщил эксперт.
Принятие конвенции заблокировали посредники
По информации Сергея Савчука, Украина поддерживала принятие конвенции МОТ в 2006 г. и интересовалась вопросами, связанными с ее введением в силу. Однако по словам бывшего уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой, в предыдущие годы власть не предпринимала активных действий для ратификации документа, несмотря на обращения заинтересованных сторон. «Препятствовали в первую очередь крюинговые компании, которые потеряли бы рынок рабочей силы», — подтвердила она.
Начальник отдела лицензирования и посредничества в трудоустройстве на работу за границей департамента рынка труда Министерства социальной политики Василий Гусечко рассказал «Капиталу», что в начале августа министерство завершило работу над проектом закона о ратификации конвенции. «Минсоцполитики подготовило проект закона о ратификации и направило его на согласование центральным органам исполнительной власти и социальным партнерам. Согласование — это вопрос времени. К закону о ратификации подаются и проекты изменений в другие законодательные акты», — сказал он. При этом Гусечко отметил, что в процессе согласования может понадобиться доработка отдельных положений законопроекта.
Украинские суда пройдут проверку
Согласно договору, государства — члены конвенции имеют право проверять соответствие работы моряков на судах, заходящих в их порты, даже если они идут под флагом стран, не ратифицировавших соглашение. «Если речь идет о грубом нарушении, которое будет определено как такое, что вредит жизни и здоровью моряков, разумеется, будут предприниматься суровые санкции к судовладельцам. Даже тот факт, что судно может попасть под серьезную проверку, будет означать задержку в порту, выгрузку груза, то есть экономические потери», — прокомментировал Сергей Савчук.
По словам Нины Карпачевой, украинские моряки уже действуют согласно конвенции, трудоустраиваясь на иностранные суда. «Немецкие компании уже требуют от наших моряков соблюдения правил конвенции», — заверила она. Однако пока Украина присоединилась лишь к нескольким международным договорам в сфере морского права, и при трудоустройстве внутри страны защита интересов моряков оставляет желать лучшего.