с 20 апреля «Визз Эйр Украина» — дочерняя компания крупнейшего лоукостера Европы авиакомпании Wizz Air, прекращает свою деятельность. В Госавиаслужбе уверяют, что не имеют никакого отношения к уходу «Визз Эйр Украина» с рынка. «Мы им не создавали препятствий. Поэтому, наверняка, это их коммерческое решение» — заявил главы Госавиаслужбы Денис Антонюк. По его мнению, авиакомпания приняла такое решение в связи с падением объема перевозок пассажиров на 40%.
Эксперты авиационного рынка со словами Антонюка согласны лишь частично. «Главная причина — экономическая ситуация в стране, отсутствие пассажиропотока, достаточного для того, чтобы покрывать все затраты авиакомпании», — говорит адвокат Андрей Гук. «Авиация чувствительная к экономике. В основном, услугами „Визз Эйр Украина“ пользовались туристы, но теперь многим авиабилеты стали не по карману», — считает эксперт Артур Винюков-Прощенко.
Однако государственная политика в авиационной отрасли сыграла не последнюю роль в закрытие украинского подразделения авиакомпании Wizz Air. Уходу авиакомпании с рынка «поспособствовали» дискриминационные правила распределения авиамаршрутов Госавиаслужбой. «О проблемах с регулированием рынка авиации „Визз Эйр Украина“ и другие украинские авиакомпании говорили уже давно. На сегодняшний день заблокирован порядок выдачи прав на обслуживание авиалиний. К примеру, „Визз Эйр Украина“ так и не смогла получить права на маршруты в Варшаву и Барселону. Соответственно, компания не может планировать свою работу на украинском рынке», — говорит Андрей Гук.
После ухода «Визз Эйр Украина» из отечественных авиаперевозчиков в Европу, по сути, будет летать только МАУ — компания, которую связывают с олигархом Игорем Коломойский. «На данном этапе МАУ практически завершила процесс монополизации европейского направления авиаперевозок», — констатирует Артур Винюков-Прощенко. Конечно, маршруты в Европу из Украины дублируются европейскими авиакомпаниями, но у них цены на перелеты намного выше с учетом курса валют. «После того, как лоукостер „Визз Эйр Украина“ выдавили с рынка, то возможность появления новых компаний, желающих зайти в Украину, крайне нереальна», — считает народный депутат Борислав Береза.
В Министерстве инфраструктуры надеются, что Wizz Air все-таки передумает и вернут свою «дочку» в Украину. «Министерство будет договариваться о встрече с украинским и венгерским руководством Wizz Air, чтобы определить, какую поддержку ведомство может предоставить для восстановления деятельности компании в Украине. Кроме этого, Министерство инфраструктуры планирует ряд мероприятий по либерализации рынка воздушных перевозок, чтобы украинское небо стало более привлекательным для авиаперевозчиков», — сообщили в пресс-службе Мининфраструктуры. В ведомстве также обещают ускорить заключение Соглашения об Общем авиационном пространстве с ЕС. Как вариант — рассматривается возможность открыть украинское небо на уровне отдельных украинских аэропортов, в частности львовского.