Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг хочет запретить своим подопечным размещать рекламу без согласования с ней.
Об этом говорится в разработанном регулятором проекте закона, копией которого располагает «Капитал». Документ коснется всех подконтрольных Нацкомфинуслуг компаний — страховщиков, кредитных союзов, ломбардов, финансовых компаний и др. Разработка документа была предусмотрена национальным планом действий по внедрению программы экономических реформ на 2010‑2014 гг., утвержденным указом президента.
Что предлагается
Согласно документу, компании обязываются подавать в нацкомиссию для согласования любую рекламу или изменения к ней. Ведомство дает десять дней на принятие решения о согласии или отказе в распространении такой рекламы. Регулятор оставляет за собой право применить меры воздействия к финучреждениям, которые нарушают требования закона. Так, за распространение рекламы без ее предварительного согласования предусмотрен штраф в размере от 50 % до 150 % стоимости размещения рекламы. А за распространение рекламы после остановки права на распространение — 150‑300 %.
Против ветра
Председатель правления объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский считает, что делегирование надзорных функций Нацкомфинуслуг за рекламой банков — это ще один шаг на пути к зарегулированности рынка. «Это противоречит заявленной политике сокращения количества разрешительных процедур и документов и может привести к дублированию функций госорганов. Госкомитет по защите прав потребителей и Антимонопольный комитет выполняют аналогичные функции», — недоумевает эксперт.
Опрошенные «Капиталом» игроки рынка предлагают изменить принцип согласования рекламы. «Лучшей для всех стала бы процедура обоснованного приостановления недобросовестной рекламы, а не разрешение. Если регулятор видит в рекламе нарушения, он письменно уведомляет об этом рекламодателя и объясняет, какие именно нормы нарушены», — подчеркнул глава правления PZU в Украине Мачей Шишко.
Еще одна брешь проекта — рекламодателем может быть участник рынка финуслуг, занесенный в государственный реестр юридических и физических лиц. Под такое определение не подпадают лица, работающие на агентских условиях, отметил Иван Вишневский. Кредитные и страховые брокеры выпадают из поля зрения регулятора, потому что не включены в реестр финструктур.
Да и фиктивные компании, предоставляющие так называемые социальные кредиты либо помощь в получении кредитов, не считают себя финансовыми учреждениями. А на деле под видом квазифинансовых услуг и консалтинга рекламируют кредиты, ссуды и прочие продукты. «Этот законопроект не убережет потребителей финансовых услуг от мошенников», — уверен Вишневский.
Полезный опыт
Несколько лет назад по такому же пути пошла Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), обязав согласовывать рекламу компании по управлению активами. Необходимость введений такого согласования регулятор объяснял тем, что многие инвестфонды в своей рекламе указывали на потенциальную доходность от будущих инвестиций, хотя и не имели права этого делать.
Позже НКЦБФР решила расширить сферу своих полномочий. Для чего разработала изменения в законодательство, которые позволили бы ей согласовывать рекламу абсолютно всех профучастников фондового рынка. С начала этого года все компании, работающие на фондовом рынке, перед тем как разместить свою рекламу, обязаны согласовать ее текст с НКЦБФР. Решение о согласовании рекламы принимается на заседании комиссии ее членами.
Как только такие полномочия были получены, регулятор запретил рекламу услуг компании «ММСИС Инвестментс». Мотивацией было не соответствие рекламных материалов законодательству. «Смутило комиссию — посылы в рекламных сообщениях, что все операции ММСИС контролируются НКЦБФР, что в принципе не могло соответствовать действительности», — заявлял член НКЦБФР Евгений Воропаев.
Тем не менее реклама ММСИС сразу не исчезла. Всплывает она теперь в другом виде: рекламируется не торговец как профучастник, а другая компания, которая занимается привлечением средств физлиц. Это фактически означает, что запрет регулятора о рекламе вполне можно обойти.