Спокойный ход реструктуризации внешнего долга закончился. Тишина продолжалась до приезда миссии МВФ, которая должна определить, достойна ли Украина второго транша Фонда, или нет. И вот в город приехал ревизор.
Для начала мы услышали пикировку Наталии Яресько и кредиторов. Они жаловались друг на друга прессе. Мол, никто не хочет идти навстречу. Исходные позиции известны: правительство хочет списания части долга, а кредиторы готовы идти только на продление срока обращения (фактически — пролонгацию). Более того, Минфин жалуется, что группа крупнейших кредиторов даже не называет себя, предпочитая выступать единым фронтом. Это и логично: не позволяет Украине играть в игру «разделяй и властвуй». Но жалобу Минфина удовлетворили и крупнейшие фонды назвали себя. Сюрпризов там обнаружено не было. Возглавляет группу, «весом» в $8,9 млрд Franklin Templeton, которая также включает BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Co. и T. Rowe Price Associates Inc. Никаких сюрпризов.
Сюрприз преподнес Кабинет Министров. Во-вторник правительство решило предложить Верховной Раде принять законопроект, предоставляющий ему право вводить мораторий на выплату внешних долгов. Мораторий касается только суверенных обязательств и не распространяется на долги квазисуверенных заемщиков. Таких как государственные банки или «Укрзализныця». Казалось бы, пора кричать «Дефолт» и «Спасите наши души». Но бояться рано. Равно как иностранным инвесторам, так и украинским гражданам, привычно пугающимся громких непонятных слов.
Дьявол, как всегда, в деталях. Если закон примут, то Рада не обяжет Кабмин, а даст ему право. Правительство и раньше намекало инвесторам, что в случае чего мораторий на выплату — один из возможных сценариев. Теперь Кабмин вместо намеков сможет потрясать воздух новым документом. Игра в покер продолжается. Ставки повышаются. Игроки отчаянно блефуют. Но на руках у них — те же карты.
Кабмин и раньше грозился пойти максимально далеко. Теперь он просто начал готовить инструмент. Сильно ли это испугает инвесторов? Вряд ли. Многие из них наверняка и не думали, что Кабмину для этого нужен специальный закон. Так что позиции практически не изменились. Разве что во всех информационных агентствах выйдут новости с громкими заголовками. Но давно известно: если у вас плохо с нервами, покупать украинский долг не стоит. Равно как не секрет, что все методы эмитента одни и те же по всему миру. А значит, все это уже инвесторы видели не раз. И проходили дальше, зарабатывая.
Да и время играет в пользу кредиторов. Ведь даже если Украина объявит мораторий, они могут просто подождать. Страна плотно сотрудничает с МВФ и явно не настроена на громкие дефолты. Более того, сама программа МВФ не предусматривает обязательств по списанию какой-либо части долга. Тем более, что уже в 2017 году Украина планирует вернуться на рынок. И бумаги правительство сможет продавать как раз великолепной четверке: Franklin Templeton, BTG, TCW и T. Rowe Price Associates. По крайней мере, именно они продолжат выступать якорными инвесторами. А значит, сильно ссориться не стоит. Ведь тогда придется выходить на рынок гораздо позже. То есть игра продолжается, но никто из игроков не намерен стрелять из пистолета, даже если демонстративно зарядил его перед партией.
Интересненнько получается. Законодательную базу готовим. О том шо грошей нэма объявили официально. О дефолте объявили ряд крупных компаний, включая и ЖД Украины. И пока ничего не упало. Чего мы так дёргаемся по поводу дефолта? Инвесторы не придут? А какой идиот придёт сегодня и завтра на Украину с деньгами? Вместо того что бы бегать помиру с протянутой рукой и брать в займы чтоба отдать старые долги и каждый раз под больший процент может просто на какое то время перестать платить по долгам? Это даст возможность хоть чуть-чуть очухаться, возможно.