Внефракционные нардепы и совладельцы группы компаний «Континиум», которая управляет сетью автозаправок WOG, Игорь Еремеев и Степан Ивахив предлагают изменить вступление нормы об обязательном содержании биоэтанола в топливе. Они внесли на рассмотрение два аналогичных законопроекта, отличающихся деталями.
Так, Ивахив предлагает отсрочить вступление с 2014 г. нормы об обязательном содержании биоэтанола (этиловый спирт) в бензине не менее 5 % на 2016 г. Согласно тексту документа, повышение этой квоты до 7 % должно быть перенесено с 2016 г. на 2018 г. Еремеев в своем законопроекте предлагает отменить эту норму в принципе.
Основная причина — отсутствие необходимого количества биоэтанола, объясняют депутаты. Согласно пояснительной записке к законопроекту Еремеева, при годовом потребления в Украине автомобильного бензина в объеме 5 млн т потребность в биоэталоне составит 250 тыс. т, но в 2012 г. в Украине было произведено всего около 60 тыс. т этой продукции.
Закон, который закрепил требование об использовании биоэтанола, был принят Верховной Радой в июне 2012 г. В текущем году рекомендуемое содержание биоэтанола должно составлять не менее 5 %, в 2014‑2015 гг. этот уровень уже является обязательным. В 2016 году обязательное содержание биоэтанола увеличивается до 7 %.
Производство моторного биотоплива предлагается отдать предприятиям, которые одобрит Кабмин по рекомендации Минэнергоугля.
Смешивать нечего
Смешивание биоэтанола с бензином должно происходить на нефтеперерабатывающих заводах, говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. По его данным, сегодня около 20 % рынка бензина обеспечиваются украинскими предприятиями. Следовательно, им необходимо около 45‑50 тыс. биоэтанола.
Гендиректор «Укрспирта» Александр Харт уверяет, что в этом году предприятие произведет около 100 тыс. тонн биэтанола, что позволит покрыть потребности отечественных производителей бензина. Однако, по словам, Куюна, импортеры не смогут смешивать бензин с биоэтанолом на территории Украины из‑за отсутствия на внешнем рынке немарочного бензина.
Импортировать же готовое топливо из Польши или Литвы проблематично, потому что оно имеет небольшой срок хранения и опасно при транспортировке.
От переноса главная проблема не решится
Однозначно от нормы обязательного содержания биоэтанола в топливе отказываться нельзя, заявил «Капиталу» министр энергетики Эдуард Ставицкий. Но министерство намерено собрать трейдеров в ближайшее время и обсудить с ними вопрос, действительно ли проблема дефицита биоэтанола существует, отметил министр, добавив, что уже встречался с Еремеевым по этому вопросу.
По итогам встречи было решено, что совладелец группы компаний «Континиум» должен будет подготовить позицию от имени всех трейдеров.
«Мы это обсудим и абсолютно прозрачно и публично с единой позицией выйдем в парламент», — сказал Ставицкий.
Депутаты, скорее всего, примут законопроект о переносе вступления в силу данных норм, ведь иначе они либо толкнут владельцев заправок на нарушение закона, либо создадут предпосылки для полного исчезновения топлива в продаже в январе, уверен Куюн. Вводить такие требования надо плавно — например, Польше на то же понадобилось десять лет, напомнил эксперт.
Но даже перенос сроков не решит главной проблемы — сейчас в Украине всего 34 % бензиновых автомобилей смогут использовать смеси с биоэтанолом, говорит директор научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Властям необходимо стимулировать импорт автомобилей с адаптированными двигателями или переоборудовать имеющиеся, указывает он.