«После того как в начале 2000‑х наша компания приобрела активы на территории Украины, сразу же возникла необходимость в услугах деловой авиации, — вспоминает Джангир Имангулов (по просьбе спикера имя изменено), на тот момент руководитель юридического департамента российской нефтяной компании. — Дело в том, что в пункт назначения рейсовые самолеты не летали, хотя в нем и был аэродром, а пользоваться услугами, к примеру, железнодорожного транспорта мы просто не имели права».
Во-первых, с точки зрения соблюдения правил бизнес-безопасности, во‑вторых, это вело бы к банальной потере времени, наконец, покупка билетов на любой транспорт для делегации в 12‑15 человек — всегда проблематична, объясняет он.
Who is who
Как рассказал «Капиталу» президент авиакомпании Aerostar Шахреддин Аскеров, клиенты авиатакси — это представители крупного бизнеса, политикума и шоу-бизнеса, которые не подстраивают свой график под расписание вылетов. Они делают так, чтобы самолеты летали в соответствии с их пожеланиями.
В целом бизнес-авиация делится на три категории: частная (человек владеет собственным авиатранспортом), корпоративная (служебный самолет принадлежит компании) и сервис для индивидуальных клиентов, заказывающих воздушное судно по мере необходимости.
«О покупке собственного судна отдельному бизнесмену или компании стоит задумываться только в случае если ежемесячный налет составляет 40‑50 часов, — говорит директор авиаброкера Stronding Air Сергей Плотницкий. — Но, как показывает практика, с появлением самолета люди сразу же начинают больше летать».
В Aerostar более оптимистично смотрят на вещи: для принятия решения о покупке собственного самолета достаточно летать всего лишь 200 часов в год. Кстати, в компании предлагают и свой вариант решения проблемы недозагрузки транспортного средства.
«Купленный business jet можно сдавать в аренду частной авиакомпании, — пояснил Аскеров. — Тогда самолет не простаивает, а наоборот, приносит своему владельцу доход. А в нужный момент он всегда будет готов для индивидуального использования».
В теплые страны
По словам экспертов, опрошенных «Капиталом», не менее 60‑70 % бизнес-полетов приходится на деловые поездки за рубеж.
Особой популярностью пользуются страны Западной Европы, с которыми активно сотрудничают украинские компании: Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Великобритания и т. д. А когда увеличивается доля перелетов внутри страны, авиаперевозчики считают это признаком восстановления бизнес-среды в Украине.
В то же время авиатакси практически не используются для путешествий: на их долю приходится не более 20 % всех вылетов.
«Заказывать для этой цели самолет не всегда экономически целесообразно, — говорит Аскеров. — Когда человек летит на бизнес-встречу, он зачастую в то же день возвращается, то есть время простоя воздушного судна минимально. В случае же доставки пассажиров на отдых клиент обязан оплатить и обратный перелет пустого самолета».
Если говорить о ценах, то, например, перелет Киев — Вена — Киев на авиатакси обойдется заказчику в € 16‑20 тыс. Если же бизнесмен не укладывается в один день, он обязан доплатить еще минимум € 2,5‑3 тыс. в сутки. Внутри Украины авиатакси более доступно. Так, рейс Киев — Одесса и обратно на шестиместном самолете со скоростью до 800 км / ч (время в полете 45 минут в одну сторону) будет стоить примерно $ 3 тыс. из расчета $ 2 тыс. за один час полета.
Нюансы заказа
Для того чтобы использовать максимум возможностей авиатакси, клиенту следует четко представлять параметры предстоящего полета. Ключевые из них — маршрут и количество пассажиров. Исходя из них будет подбираться класс самолета, от которого напрямую зависит конечная стоимость услуги.
В идеале заказ должен поступать в авиакомпанию за два-три дня до намеченной даты вылета. Тогда fly-менеджеры смогут без проблем получить всю необходимую разрешительную документацию. Но иногда «воздушные таксисты» готовы подготовить самолет и за два часа.
«Наш личный рекорд был, когда клиент вылетел через двадцать минут после звонка, — отмечает Аскеров. — Правда, тогда все удачно совпало: самолет был подготовлен к вылету, а человек находился неподалеку от аэропорта».
Но все-таки в планировании полета необходимо учитывать массу нюансов, о которых большинство даже не подозревает. Например, нельзя вылететь в Тернополь в три часа ночи, потому что тамошний аэропорт функционирует только в дневное время. А для полета на частном самолете в Израиль помимо летной документации нужно еще получить и разрешение от израильской службы безопасности на конкретного пассажира.
Иногда эта процедура может растянуться даже на неделю. Также необходимо учитывать государственные и религиозные праздники.
Кроме того, клиент авиатакси обязан внести предоплату — только после этого начинается реальная работа над заказом.
«Европейские компании работают достаточно жестко: никаких устных договоренностей, только предоплата, — говорит Плотницкий. — Если вдруг что‑то срывается, приходится платить штрафные санкции».
Обычно в случае заблаговременного отказа от рейса штраф составляет около € 1 тыс. Если же человек решает не лететь «день в день», то взыскания будут равны 100 % стоимости предоставляемой услуги. В то же время перевозчикам крайне сложно взимать неустойки с клиентов, в виду их VIP-статуса. Поэтому они стараются договариваться полюбовно: авиакомпания предоставляет документы по реально понесенным затратам и просто просит их компенсировать.
Особый случай
Оформляя заказ на бизнес-рейс, пассажиры также имеют возможность воспользоваться и дополнительными опциями. В частности, заказать еду, которая будет подаваться во время полета, прохождение процесса регистрации на рейс и таможенного контроля в VIP-зале или частном терминале. Также в случае необходимости менеджеры авиакомпаний могут посодействовать в обеспечении трансфера в / из аэропорта и даже забронировать яхту в конечной точке маршрута, если речь идет об отдыхе.