Частая на рынке практика, когда страховщики отказывают в выплатах банковским заемщикам, особенно в случае, если выгодоприобретателем является банк, может впервые стоить лицензии страховой компании. Обязать Нацкомфинуслуг лишить лицензии страховую компанию «Эталон» в связи с ее отказом возместить убыток заемщику банка намерен старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. Он готовит заявление в комиссию, а если регулятор должным образом не отреагирует — намерен обратиться в суд. Адвокат принимал участие в судебной тяжбе с «Эталоном», которая длилась больше пяти лет. В четверг дело было выиграно в Высшем хозсуде. «В ходе процесса я понял, что этот случай не единичный. Страховщики часто отказывают в выплатах банковским заемщикам. А банки не спешат подавать за это в суд, получая от страховщиков комиссию или состоя с ними в одной финансовой группе», — рассказал Ростислав Кравец. В компании «Эталон» на запрос «Капитала» вчера не ответили.
Третьи — лишний
Как следует из материалов судебного дела, в 2008 году харьковчанин взял у банка «Надра» кредит на жилье и застраховался по программе «Рідна оселя» в компании «Эталон». Страховка предусматривала защиту от несчастного случая. Такой случай произошел с заемщиком банка вначале 2009 года: он получил черепно-мозговую травму, в результате чего — инвалидность второй группы.
Сначала заемщик сам добивался от страховщика положенной по договору выплаты в размере свыше 0,6 млн грн. Но в суде отказались принимать его иск, так как по договору требовать выплату должен был не страхователь, а выгодоприобретатель. В данном случае — банк «Надра». Банк подал в суд только спустя четыре года после наступления страхового события — в 2013 году. Еще 1,5 года понадобилось, чтобы добиться положительного судебного решения. «Страховщик всячески затягивал процесс. Дело несколько раз было в судах кассационной инстанции и, в общем, длилось более 5 лет», — рассказал Ростислав Кравец. Теперь, по его словам, даже если заемщик и получит страховку, она не решит его проблем, так как за прошедшие годы гривна девальвировала и полученных денег ему не хватит, чтобы погасить долги.
Банки и страхование
По словам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, подобные случаи нередки на страховом рынке. «Мы недавно рассматривали на комиссии подобную ситуацию, когда после смерти застрахованного заемщика банк не спешил требовать от страховой компании возмещения в счет погашения кредита», — рассказал Александр Залетов. По его словам, регулятор принимает решения в таких случаях, рассмотрев все аспекты проблемы и в соответствии с законодательством. Но лишать страховщика лицензии только за то, что на него пожаловался один клиент, регулятор не будет. «Почти на каждую системную компанию поступают жалобы. Получается, что нужно всех страховщиков лишить лицензий? Тогда из-за одного пострадавшего сотни сотрудников страховых компаний останутся без работы и тысячи клиентов — без выплат», — считает член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
Тем более, что ситуация с банкострахованием имеет и обратную сторону — мошенничество. По словам первого вице-президента «АХА Страхование» Андрея Перетяжко, в период кризиса 2009-го их компания столкнулась с мошеннической схемой, предусматривающей заключение договоров страхования жизни и здоровья заемщиками банков в нескольких страховых компаниях с тем, чтобы потом по ложным данным об инвалидности требовать от страховщиков миллионные выплаты. «В этих схемах фигурировало несколько страховых компаний и банков, в том числе банк „Надра“. Пришлось потратить 1,5 года, чтобы вывести мошенников на чистую воду», — рассказал Андрея Перетяжко. Он не исключает, что затягивание банка с подачей иска к «Эталону» было связано с излишней предосторожностью после атаки мошенников.
По словам предправления общественной организации «Страховая защита» Василия Даркова, банки изначально ограничивают права заемщиков в выборе страховщика, навязывая определенные компании, поэтому в стране нужно менять саму систему банкострахования. В комиссии не готовят таких изменений, так как не видят актуальности проблемы — банки почти не кредитуют, а значит, и страховать среди их клиентов некого.
Локальные изменения
Зато регулятор меняет подход к надзору за страховщиками-неплательщиками. По словам Дениса Ястреба, на прошлой неделе страховым компаниям, на которые поступило больше всего жалоб в 2015 году, комиссия начала рассылать письма с требованием сообщить о размере их задолженности перед клиентами. «В каждом случае мы будем составлять об этом акт и индивидуально, после обсуждения на комиссии, назначать срок для погашения такой задолженности», — рассказал Ястреб. Этот срок, по его словам, будет небольшим — 1-2 месяца, в среднем. Если компания не выполнит требования регулятора в оговоренный срок и не погасит долги, ее лишат лицензий. Такие письма были направлены десятку страховщиков, включая компанию «Эталон».