Народный банк Китая во вторник снизил на 1,9% официальный курс юаня к доллару — рекордную величину с момента унификации в 1994 году официального и рыночного обменного курсов.
Средний обменный курс юаня к доллару был установлен регулятором на уровне 6,2298 против 6,1162 днем ранее. Народный банк отметил, что мера была одноразовой, добавив, что будет поддерживать стабильность юаня на «рациональном» уровне и будет укреплять роль рынка в определении фиксинга.
По мнению китайских властей, высокий эффективный валютный курс является одним из факторов замедления экономики. Согласно обнародованной на днях статистике за июль, китайский экспорт снизился на 8,3% в годовом выражении, в то время как аналитики ждали сокращения показателя на 1%.
Эксперты полагают, что финансовые власти в Пекине путем ослабления юаня надеются поддержать экспорт. Привязка к дорогому доллару стала дорого обходиться китайской экономике, отмечает аналитик ВТБ 24 Станислав Клещев. «Небольшая девальвация вполне может рассматриваться как ответ властей на ухудшившиеся показатели международной торговли и призвана повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках», — сказал он.
Кроме того, на решении Центробанка могли сказаться требования к функционированию юаня для внесения его в МВФ в качестве резервной валюты, считает экономист Commerzbank AG Чжао Хао. С точки зрения этих требований обменный курс китайской валюты должен быть более рыночным, отметил он. Китай добивается от МВФ статуса резервной валюты для юаня уже несколько лет.
С другой стороны, Клещев напомнил о появившейся на прошлой неделе рекомендации экспертов МВФ отложить включение китайского юаня в список резервных валют до осени 2016 года. На этом фоне Китай вполне мог на какое-то время отказаться от сдерживания национальной валюты от ослабления, добавил эксперт.
Первая реакция
Первой реакцией на китайскую девальвацию стали усиленные покупки доллара на валютном рынке. По состоянию на 9.02 мск курс евро к доллару опускался до 1,0971 доллара за евро с 1,1019 доллара на предыдущем закрытии. Курс доллара к иене увеличивался до 124,79 иены со 124,63 иены за доллар. Индекс доллара (курс доллара к корзине шести валют стран — основных торговых партнеров США) поднимался на 0,36% — до 97,54 пункта.
«В качестве начальной реакции мы увидели покупку доллара против широкого круга валют», — приводит The Wall Street Journal слова главы отдела исследования мировых рынков в Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Минори Учида (Minori Uchida).
Однако позже динамика доллара к другим валютам стала разнонаправленной. По данным на 11.32 мск пара евро/доллар поднялась до 1,1045 доллара за евро. Курс доллара к иене продолжал расти до 124,80 иены за доллар.
В целом же, по мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Александра Костюкова, на фоне зафиксированного снижения китайского экспорта девальвация национальной валюты будет играть больше положительный эффект (увеличение спроса за счет роста экспорта), чем негативный (удорожание сырья). В этой связи стоит обратить внимание на сырьевые товары, цены на которые могут спекулятивно вырасти в моменте на ожиданиях роста спроса на них при наращивании экспортных поставок, предостерегает аналитик.
Глобальные последствия
Эксперты полагают, что в условиях торможения китайской экономики и падения экспорта нынешняя девальвация может стать началом новой глобальной тенденции ослабления юаня. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на конъюнктуре сырьевого рынка, полагает начальник аналитического отдела ИФК «Солид» Олег Шагов.
Многие считают, что спровоцированное падение юаня может иметь широкие политические последствия. В частности, конгресс США и некоторые представители американского бизнеса могут усилить критику жесткого валютного контроля в Китае. Они давно говорят об искусственной слабости юаня, что позволяет Поднебесной поставлять товары на мировые рынки по заниженным ценам.
Кроме того, примеру Китая теперь могут последовать Центробанки других стран, нуждающихся в ослаблении своей валюты ради поддержки экспортеров. В неприятной ситуации окажется ФРС США, которое уже близко к решению повысить базовую ставку: это укрепит доллар, что сделает его менее конкурентоспособным на фоне других валют.
По мнению Клещева из ВТБ 24, главный вопрос — сможет ли Народный банк Китая убедить рынки, что корректировка действительно разовая. В противном случае, риски для мировых рынков будут только множиться, заключил он.