Художники делятся на два типа: одни всегда поддерживают коллег и покупают их работы, другие стараются всуе не поминать никого, кроме себя. Мария Хрущак специально для «Капитала» расспросила самых дорогих украинских художников о том, чьи работы украшают стены их домов и мастерских и кого бы они, имея возможность, c удовольствием купили.
Коллекция как проявление вкуса, интересов, восхищения и вдохновения — вещь довольно личная. Да и художники зачастую избегают публичности в том, что касается не их творчества, а личного, жизненного пространства, симпатий или дружбы с коллегами. Потому не все афишируют, кто их восхищает и вдохновляет. Мало того, некоторые художники, чьи имена мы не будем разглашать, отказались рассказывать о своих коллекциях исключительно по причине того, что украинцы все чаще ассоциируют искусство с капиталовложением и любят «дорисовывать» нули.
Покупать vs поддерживать
Анатолий Криволап, классик украинской нефигуративной живописи и пейзажа, самый дорогой современный украинский художник на сегодняшний день, покупает работы коллег по цеху еще со студенческих лет. У него достойнейшая коллекция cамых ярких представителей закарпатской школы — Адальберта Эрдели, Йосипа Бокшая, Золтана Шолтеса, — известных далеко за пределами Украины уникальной колористикой, живыми, веселыми сюжетами, сочетанием карпатской мистики с традиционными народными мотивами.
Также в cобрании Криволапа работы выдающегося мастера пейзажа, «украинского художника и советского разведчика» Николая Глущенко, которые стоят сейчас десятки тысяч долларов, и не менее известного станковиста советской эпохи Евгения Волобуева. Из однокурсников по художественному институту в коллекции представлен живописец, график и монументалист Дмитрий Нагурный (в 2002‑м получил звание заслуженного художника Украины. — «Капитал»). Словом, работы тех украинцев, которыми можно восхищаться не только за пейзажи, но и за смелость развить и утвердить в искусстве свое видение и собственный стиль.
Безусловно, коллекционирование у художников — шире нашего привычного представления о собирательстве: путем покупок и обмена художники проявляют уважение и к своему делу, и поддерживают друг друга в непростые времена. Также это способ общения с теми, у кого есть чему поучиться.
Большинство художников хранят свои работы в мастерских, где их могут посмотреть друзья, коллекционеры и галеристы. А дом должен оставаться местом, где глаза отдыхают. Да и отношения с собственными работами часто складываются так: их смело «отпускают», чтобы освободить место для новых мыслей и образов.
Коллекционирование как ответственность
Один из самых именитых и дорогих отечественных художников, основоположник национального концепт-арта Олег Тистол за долгие годы в искусстве не стал системным коллекционером, но накопил огромное количество работ, которыми в свое время можно будет шокировать публику. «Самые ценные произведения, которые всегда находятся в моем доме, — две картины Николая Стороженко. Ничего более гениального у меня нет. Думаю, никто лучшего в живописи не сделал за последние 30 лет — настолько это было мощно, честно», — рассказывает Тистол. Стороженко в 1970‑х знал весь Киев, а в Республиканской художественной школе перед ним практически преклонялись. В последний раз, как поведал Тистол, тот приезжал в Киев из Южно-Сахалинска — в качестве сторожа на автостоянке. Сейчас, уже в третий раз, Стороженко возрождает свое искусство.
В коллекции Тистола удивительным образом оказались два автопортрета Константина Акинши — украинского искусствоведа и журналиста, в свое время заработавшего себе имя и возможность жить и работать на Западе публикациями, в которых выступал за то, чтобы Россия передала Германии все трофейные ценности. Также — Анатолия Степаненко и одного из самых знаменитых отечественных графиков Павла Макова, с которым Тистол в свое время просто обменялся работами.
Но такие художники, как Тистол, прекрасно осознают ответственность коллекционирования: «Дело в том, что я с 14 лет жил по общежитиям, потом — армия, Москва, сквоты… Я привык все терять. И я очень легко расстаюсь со своими работами, легко их уничтожаю. Хотя это не значит, что я легко их продаю. Я никогда не хотел тащить на себе балласт имущества, особенно в виде работ других художников. Я осознаю ценность произведений искусства, в том числе и своих. И если я буду об этом думать, я не смогу двигаться дальше. К тому же, не считаю себя надежным хранителем. В свое время у меня была возможность обменяться работами с Татьяной Яблонской. Я не смог, потому что это настолько большая ценность, что лучше я на нее в музее посмотрю».
Подальше от глаз
Один из самых востребованных и публичных современных украинских художников Илья Чичкан относится к коллекционированию гораздо проще. Он — собиратель и хранитель в буквальном понимании, поскольку стен и квадратных метров в его доме не так уже и много, да и страсть к работам большого формата не дает размахнуться. «Вайсберг, «Синие носы», какой‑то Ройтбурд неплохой, объект Кадыровой, Тистол» спрятаны в мастерской. На виду висят разве что «хорошие Мамсиков и Братков». А так жизненное пространство Ильи Чичкана и его бессменной спутницы художницы-«нарциссистки» Маши Шубиной наполняют их собственные произведения.
Но если бы появилась возможность, Чичкан не пожалел бы денег прикупить еще реалиста Мамсикова и создательницу кафельных объектов Кадырову, а также обзавестись работами одного из ключевых представителей украинского трансавангарда Александра Гнилицкого, который, к слову, сейчас стоит очень серьезных денег.
Ценность собраний художников и разницу между обычным коллекционером и коллекционером-художником коротко и емко объясняет известный украинский художник, видеоартист и перфомансист Василий Цаголов: «Художники часто дарят друг другу работы, но честнее и правильнее — покупать. Подарок иногда неудобно не принять, а покупают художники лучшие работы. Художник видит те нюансы и ходы, которые может не увидеть ценитель искусства, поэтому собрания художников — более ценны, на мой взгляд, и более значимы для истории. Например, коллекционер купил бы раннего Фалька, а я бы позднего, «серого» и «грязного». То, что очевидно, эффектно и большого формата — не всегда лучшее». К сожалению, у Цаголова не сложилось с полноценной коллекцией работ соотечественников, но он с удовольствием приобрел бы работы Арсена Савадова, Максима Мамсикова и одного из самых ярких и активных артистов Одессы Игоря Гусева.
Безусловно, коллекции художников — это отдельные личные истории, в которых важны и дружеские отношения, и единомыслие, и интерес к другим, не похожим на собственные, художественным решениям. В любом случае украинским художникам мало интересны работы заморских звезд — им интересно искусство, связанное с их жизнью и их временем.