Не успела в Dymchuk Gallery закончиться выставка Станислава Силантьева, одного из представителей течения, которое сами его представители называют «жлоб-арт», как в полуподпольной галерее «Бактерия» стартовала еще одна выставка художников этого направления. В рамках группового проекта «Длинная нога Москвы» к украинским авторам Ивану Семесюку, Олексе Манну и Виталию Кравцу присоединились российские художники, участники арт-группы ПВХ («Просто Великие Художники») Порфирий Федорин, Алексей Сергеев и Виктор Пузо.
«Бактерия» — не вполне галерея в классическом понимании этого слова. Официально это квартира, по сути — небольшое пространство на улице Константиновской без вывески, где художники собираются, общаются, проводят выставки. В этот раз большую часть единственного зала «Бактерии» отдали под работы россиян, украинские авторы представлены точечно.
Арт-группа ПВХ — полумаргинальное арт-объединение российских художников, которые в своих работах высмеивают российские политические и социальные реалии. Тут ПВХ не первопроходцы, его члены вышли из другого похожего объединения — арт-группы «КОЛХУи» («Колдовские художники»). Стеб и ирония, а не социальные призывы — главное оружие ПВХ. Все их работы, а также публичные выступления больше тянут на социотеатральный перформанс, нежели на реальную социально-гражданскую активность. Именно это, даже больше чем живопись, роднит их с украинскими жлоб-артистами.
Куратор проекта «Длинная нога Москвы» Олекса Манн называет творчество группы ПВХ «новой социально-критической фигуративной живописью с элементами сюрреализма и поп-арта». О работах ПВХ куда интереснее говорить в контексте их идей и атмосферы, нежели с позиций художественной ценности. Именно поэтому «Бактерия» — идеальное место для их экспонирования. В чопорной коммерческой галерее эти произведения звучали бы совершенно иначе.
Хотя некоторые работы из‑за нехватки места экспонированы не вполне удачно, полотна разных художников достаточно интересно работают вместе. Например, «Мудрый козел» Алексея Сергеева и заглавная работа проекта — полотно Порфирия Федорина «Марс». Глядя на живопись Федорина с ее комичными, будто космическими героями, трудно поверить, что он — профессиональный иконописец. Прекрасно легла в канву выставки и работа Ивана Семесюка «Вспомню детство золотое» — классический образ гопника с бычком на детской площадке. К слову, за плечами у Семесюка также высшее художественное образование — факультет скульптуры в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
В целом первый международный выставочный опыт в «Бактерии» удался. Уже осенью организаторы обещают еще несколько подобных проектов. А еще «Длинная нога Москвы» — очередное подтверждение того, что интересные художественные процессы, как правило, начинаются вне стен коммерческих галерей и официальной выставочной среды.