В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя «бензиновая двухходовка», которая постоянно использовалась при прежнем режиме.
Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС — не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 — транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.
Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до «рыночного» уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО «Веста-Сервис», которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.
Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ — а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью — пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую «рекомендацию». А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc».
Но главная проблема — не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.
В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.
«В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!» — примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% — это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке — половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?
Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.
Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена — это сигнал об отсутствии в ней налогов.
По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок — просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.
Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные «дорогие» сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с «бодяжниками» и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от «брендов».
Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены — это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки — на гривны.
Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика «папередников», которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.
На мой тупой взгляд, все банально просто! Народ ездит, покупает топливо, а чего не брать? Карман-то не свой! Да и "власть придержащие паны" не сильно против. А цена нефти никого не парит! Главное то, что эти, с позволения сказать "люди", отмеряли себе и своим близким по десять жизней, и хотят их прожить безбедно. А на народ им давно плевать! Как-то так.