Свои капиталы Иван Левинский заработал не только благодаря таланту и инновациям. Он умел добиваться крупных госзаказов, периодически становился монополистом в производстве отдельных видов строительных материалов. Крупнейший домостроитель Галиции не забывал о своих рабочих. «В отношениях с рабочими нужно быть честным и справедливым, — объяснял он студентам, будущим бизнесменам. — Не жалейте денег на обеспечение нормальных условий труда. Делать это нужно самим, не дожидаясь требований людей».
Королевское везение
Иван Левинский родился на окраине Австро-Венгерской империи — в небольшом городишке Долина (ныне — в Ивано-Франковской обл.). Его отец, директор народной школы, умер в 1859 году, когда сыну было 8 лет. Семья переехала в Стрый, затем во Львов. Там Иван окончил реальную школу и получил рекомендацию в высшее учебное заведение. Выбрал Техническую академию (сейчас Львовская политехника), которую с отличием окончил в 1874 году.
23‑летний выпускник решил заняться архитектурно-строительным бизнесом. Законы не позволяли открывать в Восточной Галиции собственную фирму — разрешалось регистрировать только филиал предприятия, расположенного в метрополии. Иван договорился с чешской строительной компанией «Барта & Тиха в Праге» об открытии ее филиала во Львове. Разумеется, он и возглавил этот филиал. Новая структура, обосновавшись в самом начале Лычаковской улицы, занялась продажей чешского кафеля. Но для Левинского было важнее, что в этом филиале он смог организовать собственное архитектурно-проектное бюро.
А потом молодому предпринимателю сказочно повезло. В Австро-Венгрии началась административная реформа, и Львов стал столицей Королевства Галиции и Лодомерии. Ограничения, касающиеся местного бизнеса, были сняты. В 1888‑м Левинский открыл во Львове свою первую фабрику — кафельных печей и строительных материалов.
Инновации
Столичный статус Львова привлек в него многих жителей окрестных сел и местечек — люди отправлялись сюда в поисках выгодной работы и яркой жизни. Новым львовянам требовалось жилье. Резко подскочивший спрос на аренду квартир спровоцировал строительный бум. А для Левинского это — золотое дно, ведь его архитектурное бюро и фабрика получили множество выгодных заказов. Однако предприниматель не собирался останавливаться на достигнутом. Наоборот, он стремился охватить полный цикл строительного производства, для чего открывал одну за другой фабрики гипса, столярных и плотницких изделий, слесарную, черепичную, лесопилку, склады.
Но главной «фишкой» Левинского стало производство искусственного камня — рецептуру и технологию разработали в его лабораториях. Новый материал оказался визуально неотличимым от обычного, зато стоил намного дешевле. К тому же за счет добавления красителей, столярного клея и цемента можно было легко имитировать любой натуральный камень — от гранита до мрамора, причем любого оттенка, а с помощью шлифовки ему можно было придать какую угодно форму.
Еще одной инновацией стали железобетонные конструкции — в Галиции их прежде никто не использовал. Также клиенты Левинского оценили применение им гипсовых плит для стен и перегородок. И даже более того. Левинский стал фактически гипсовым монополистом — его фабрика оказалась единственной в регионе, производившей этот материал в промышленных масштабах.
Настоящего триумфа предприниматель добился в 1892 году, когда во Львове открылась Международная строительная выставка. На ней бизнесмен наглядно продемонстрировал возможности своих гипсовых плит — смонтировал их на расстоянии 7 см от кирпичной кладки. И что же? Оказалось, что плиты — прекрасный утеплитель помещений!
Во
Львове и Париже
Уже в начале ХХ ст. керамическая фабрика Левинского считалась одной из крупнейших в Европе. Ее продукция удачно сочетала тогдашний тренд — европейский модерн — и элементы украинской традиции. А фасады возводимых зданий бизнесмен весело оживлял керамикой собственного производства, цветной плиткой, деревянными вставками.
Почти все основные здания Львова того периода построены фирмой Ивана Левинского: Оперный театр, Железнодорожный вокзал, гостиница «Жорж», Торгово-промышленная палата, Галицкая сберегательная касса, бурса института «Народным дом», элитные виллы, банки и другие объекты. Именно Левинский всего за два года — с 1899‑го по 1901‑й — возвел «Пассаж Миколяша», гордость и достопримечательность Львова. Он стал первым в городе значительным объектом в стиле украинского модерна. В нем разместились салоны, парфюмерные магазины, рестораны, аптеки, фотоателье, редакции нескольких журналов, кофейня Гугета, базар сладостей и даже… два театра.
Случалось, строительный холдинг Левинского одновременно сооружал до двух сотен(!) объектов. При таких масштабах нередко возникали задержки оборотных средств. Чтобы не останавливать работу, Левинский вкладывал собственные деньги, например при строительстве Железнодорожного вокзала. Это позволяло быстро завершить объект и вернуть деньги, получив вознаграждение, а затем браться за новый заказ. Ну а вершиной карьеры Левинского стало строительство павильона Галиции на престижной Всемирной выставке в Париже.
Филантроп
Заработанные миллионы не вскружили голову. Так, 3 % ежегодной прибыли он отдавал на благотворительность. Поддерживал местных поэтов и художников, спонсировал учебные заведения, давал средства на деятельность Научного общества им. Т. Шевченко. На его деньги во Львове сооружены многие больницы. Ликвидация последствий ежегодного разлива горных рек в Галиции также осуществлялась во многом на средства Левинского.
Бизнесмен объединил своих рабочих в профсоюз, с которым ежегодно заключал коллективный договор. В документе оговаривал условия труда, систему вознаграждений и штрафов, социальный пакет и многое другое. При каждой своей фабрике Левинский открывал учебные курсы — стремился воспитывать собственные кадры. Эти крупнейшие в Галиции учебные заведения подобного рода стали прообразом профтехучилищ.
Свой день рождения фабрикант превращал в праздник для всего предприятия. Накануне он «накрывал поляну» для всех работников и лично угощал их. Сам же день рождения — 6 июля — объявлялся выходным (и, понятно, был полностью оплачиваемым!).
Госзаказы
А
погорел Левинский из‑за политики. Еще в 1894 году он добился эксклюзивного права на поставку облицовочного и строительного кирпича для строительства правительственных зданий. Масштабы поставок были колоссальными — 2 млн штук кирпича ежегодно. Как правило, продукцию отпускал в долг, но власть всегда щедро рассчитывалась.
Первая мировая война, вспыхнувшая в 1914 году, внесла серьезные коррективы. Вначале разыгралась инфляция, «съевшая» часть прибылей. А затем австро-венгерская власть пала. Сменившая ее польская власть, аккуратно рассчитывавшаяся по долгам предыдущей, в случае с Левинским не спешила платить. Поговаривали, причины были не столько финансового, сколько политического свойства. Дело в том, что бизнесмен являлся сторонником независимости Украины, участвовал в создании подразделений Украинских сечевых стрельцов. И не скрывал разочарования, что его родная Галиция после распада Австро-Венгрии стала не украинской, а польской… Других заказов, помимо государственных, у его холдинга не было. Фирмы и частные лица не рисковали в это смутное время затевать какие‑либо стройки.
Власть начала разваливать строительный холдинг неугодного ей Левинского. На его глазах рушилось дело всей жизни… В 1919 году предприниматель скончался от инфаркта. Его похоронили на Лычаковском кладбище.