В нынешнем году президент и главный идеолог фестиваля неутомимый режиссер, продюсер, куратор Влад Троицкий начисто опроверг известный афоризм Вильяма Шекспира, уверявшего, что «из ничего не выйдет ничего». Зияющие дыры в бюджете размером в полмиллиона гривен, отсутствие государственной поддержки, вялый меценатский интерес — даже этого оказалось недостаточно, чтобы остановить Троицкого и его команду энтузиастов и энергичных волонтеров. На неделю с хвостиком, с 13 по 22 сентября, пустующие цеха экспериментально-механического завода — ЭМЗ на Выдубичах в Киеве — превратятся в рукотворный храм нового искусства, куда, судя по многолетним наблюдениям, снова придут толпы людей. И кто‑то опять будет сетовать, что в гигантских залах не хватает места для всех желающих.
Программа фестиваля, по хорошей традиции, — мультидисциплинарная. Здесь и академическая музыка, и кино, и дизайнерские мастер-классы, и литература, и визуальное искусство (подробнее читайте в приложении «Капитал Time» на стр. 19), есть даже экологический проект и впервые — специальная составляющая для детей. Но театр, как водится, занимает в фестивале особое место. Не в последнюю очередь потому, что президент форума Влад Троицкий принимает в нем активное участие наряду с другими режиссерами. Чтобы разогреть зрительский интерес, перед официальным открытием 13 сентября фест выпустил аван-премьеру — совместный украино-французский спектакль «сТАНЦІя».
Небо, девушка, поезд
Стефан Рикардель, французский воздушный гимнаст, а теперь еще и режиссер, возглавляющий парижский театр «Сильвия Монфор», вместе с Владом Троицким и украинскими актерами центра «ДАХ» сочинил спектакль «сТАНЦІя» — об одиночестве человека на планете Земля — крохотном полустанке во Вселенной. Пьесы в привычном понимании нет. Есть станционный смотритель в исполнении Дмитрия Ярошенко и хор-балет-массовка из тринадцати девушек. Сюжет выстраивается из отдельных эпизодов, в каждом из которых рождается новый визуальный или музыкальный образ. Сцену устилает густой слой легчайшего пуха, в котором, как в снегу, расчищает себе дорогу главный герой. Холодная пустота постепенно начинает заполняться его фантазиями.
Пожалуй, самые выигрышные и энергетически насыщенные сцены этого действа происходят при участии фрик-кабаре «DakhDaughters». Это, если кто не знает, после проекта «ДахаБраха» новое, весьма успешное музыкальное начинание Троицкого. Смотритель принимает ванну, заполненную все тем же пухом, надевает наушники, и тут появляется малолитражный грузовик с бэндом, и девушки во всю мощь лабают «Розы / Донбасс» — хит, который в YouTube не видел только ленивый. Финал спектакля тоже отдан на откуп семи голосистым девушкам с барабанами, контрабасом, скрипкой и синтезатором. Разумеется, споют они о любви, которая должна «умереть и воскреснуть», а значит, и спасти от гибельного одиночества. В целом же в рассуждениях режиссера и актеров простые истины обретают не столько ясность, сколько красоту и эстетическую вычурность. Поэтому удовольствие получаешь не от осмысления, а просто от созерцания.
Король и парикмахерша
«сТАНЦІя» наверняка станет одним из событий театральной программы наравне со спектаклем Венгерского национального театра «Парикмахерша» по пьесе Сергея Медведева. Не так давно этот театр возглавил украинский режиссер Аттила Виднянский — создатель первого национального венгерского театра в нашей стране в городке Берегово. Виднянский приглашает на постановку режиссеров одной с ним «группы крови». Например, Виктора Рыжакова — одного из замечательных российских постановщиков, который много лет подряд не пропускает киевский фестиваль, а в этом году еще и презентует спектакль своих студентов из Школы-студии МХАТ «Гогольревизор».
Также в рамках ГогольFest’а в Новом драматическом театре на Печерске состоится премьера спектакля «Король Иудейский» по хрестоматийному роману Федора Достоевского «Идиот». Этот опус создавался в лабораторных условиях как серия сцен-импровизаций и был показан на прошлом фестивале, а вот теперь разросся до полноценной постановки.
Еще одно событие, заслуживающее внимания — проект Вирляны Ткач «Капитан Джон Смит», в котором примут участие поэт Боб Голман, бандурист Юлиан Китастый, а также актриса и музыкант Сьюзан Гвейн. Режиссер Вирляна Ткач — в первую очередь талантливый культуртрегер, в течение двух десятилетий налаживающая связь между нью-йоркским театром LaMaMa и украинским театральным пространством. Удивительно, но Ткач умудряется каждый раз рассказывать нам что‑нибудь новое о нас же самих. На этот раз Джон Смит — основатель первой английской колонии в Америке — предстанет как путешественник, побывавший, в частности, на Западной Украине.
Тем, кому интересно, с чего начинаются спектакли, прямая дорога на выступление группы «Куклы Клауса», сочинившей ни много ни мало, а диско-панк-оперу «Ивушка». Апогеем театральной программы предположительно станет придуманный Владом Троицким «фриндж» по образцу титульных европейских фестивалей в Авиньоне и Эдинбурге. По сути, это свободное пространство, где каждый в отведенное ему время может показывать все, что сочтет нужным. Собственно, отсутствие цензуры и строгих форматов было и остается одним из главных качеств ГогольFest’a.