Глобальный экономический кризис 2008‑2010 гг. заставил критически оценить эффективность менеджмента в развитых странах как на корпоративном, так и на государственном уровне.
Сегодня стало очевидно для всех, что успешно справиться с глобальными вызовами способны только креативные менеджеры, обладающие инновационным мышлением, разбирающиеся в приоритетных векторах и факторах глобального развития, новой философии бизнеса, а также владеющие новейшими инструментами антикризисного регулирования.
И не случайно ведущие бизнес-школы мира сегодня кардинально пересматривают учебные планы, сочетая стратегический подход в управлении бизнесом с умением учитывать эмерджентные факторы развития в условиях глобальной турбулентной бизнес-среды.
В какой мере это актуально для отечественных учебных заведений, занимающихся бизнес-образованием?
В настоящее время в Украине существует несколько десятков бизнес-школ, которые предлагают различные по уровню и направленности программы МВА. При этом с учетом повышения спроса на квалифицированных менеджеров численность лиц, которые получают в Украине степень МВА, ежегодно увеличивается приблизительно на 10‑15 %.
Отечественное бизнес-образование ориентируется на реализацию любого желания клиента, вплоть до совместного решения его бизнес-проблем в условиях постоянных глобальных перемен.
Время «легких» бизнес-успехов безвозвратно ушло, требуется научная проработка проектов с задействованием новых ресурсов — информационных, интеллектуальных, нанотехнологических, образовательных и др.
Преимуществом программы МВА является ее универсальность относительно сфер профессиональной деятельности выпускника, ориентация на его практику и развитие лидерских способностей. Овладение этой программой рассматривается как ускоритель карьерного роста или средство для служебного продвижения.
Стоимость полного курса обучения в разных бизнес-школах Украины варьируется от 5 до 20 тысяч долларов, в то время как на Западе — от 30 до 60 тысяч. Эти инвестиции легко окупаются в течение 1‑2 лет работы выпускника на престижной руководящей должности, которую, он, как правило, занимает после обучения.
По опыту Центра магистерской подготовки Киевского национального экономического университета имена Вадима Гетьмана, более 40 % его выпускников в период обучения меняют место работы, продвигаясь по карьерной лестнице. Кстати, наивысший спрос на выпускников предъявляют иностранные компании, работающие в Украине.
Можно с полной ответственностью утверждать, что отечественное бизнес-образование сегодня практически не уступает зарубежному. Залогом этого является, во-первых, адаптация учебных курсов к мировым стандартам, во‑вторых, привлечение к преподаванию самых опытных и авторитетных отечественных ученых, менеджеров-практиков крупных компаний, а также иностранных преподавателей; в‑третьих, стажировки студентов в зарубежных компаниях и бизнес-структурах.
Большинство отечественных бизнес-школ может похвастаться самым современным информационным и техническим обеспечением, что позволяет активно использовать новейшие учебных технологии, а также мощным кадровым ресурсом. Большое внимание уделяется не только профессиональной подготовке, но и развитию личностных качеств менеджера через раскрытие его ресурсного потенциала, обучение нестандартному мышлению и креативным подходам к принятию управленческих решений.
Глобальный кризис убедил нас в правильности подхода к организации учебного процесса с усилением практической составляющей, поскольку в процессе тренинговых занятий ведется совместный поиск выхода компаний и фирм из кризисных ситуаций, разработка долгосрочных конкурентных стратегий их развития.
Если следовать логике развития мирового бизнеса, то человеческий капитал является ключевым. Подобно тому так в индустриальную эпоху обновление основного капитала служило толчком к новой фазе развития, сегодня им служит обновление человеческого капитала.
Исходя из этого у владельцев бизнеса, заботящихся о его динамичном развитии, сегодня есть широкие возможности переобучить свои кадры на МВА-программах в столичных и региональных бизнес-школах, которые проводят в течение сентября активную вступительную кампанию.