Думки

госдолг

Лучше дефолт без мучений, чем реструктуризация без конца-2

Написанная два месяца назад (18 августа) статья «Лучше дефолт без мучений, чем реструктуризация без конца» вызвала бурные дебаты читателей «Капитала», вплоть до традиционных проклятий в адрес автора за подыгрывание врагам Украины в лице Кремля с его хитроумными (и, в то же время, очевидными любому патриотически настроенному пользователю Интернета) антиукраинскими планами.

Патриотическую позицию, очевидно, разделяет и премьер-министр Арсений Яценюк, который 27 августа, после достижения предварительного согласия Специального комитета кредиторов на реструктуризацию, заявил, что «ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится». Видимо, эти самые враги не очень долго горевали, потому как уже 22 сентября Минфин объявил о начале реструктуризации внешнего долга и приостановке всех платежей по евробондам, выпадающих между 23 сентября и 1 декабря.

Впрочем, не будем придираться к словам и, вопреки мнению международных рейтинговых агентств, заявляющих о «выборочном дефолте», согласимся с официальной версией, что это — только реструктуризация, и не более того.

Первый вопрос — насколько выгодна была эта реструктуризация, закрепленная соглашениями от 14 октября с держателями 13 выпусков еврооблигаций/евробондов? При ответе возможны различные подходы; мы применим один, но наиболее характерный. 27 августа, на следующий день после объявления о достижении предварительных договоренностей между Украиной и Специальным комитетом кредиторов, украинские евробонды дали рекордный прирост цены: бумаги со сроком обращения до июля 2017 года выросли в цене на 16% до 64,5 цента за $1 номинала, со сроком погашения в апреле 2023 года — на 10,5% до 60,14 цента за $1 номинала.

Мировые финансовые рынки (со всеми поправками на их «спекулятивность») четко продемонстрировали выгодность реструктуризации для держателей украинских еврооблигаций/евробондов т.е., для кредиторов. Или, иными словами, финансовые рынки накануне соглашения ожидали более жестких условий реструктуризации, нежели объявленные.

Понятно, что ситуацию с реструктуризацией нужно рассматривать в четырехугольнике кредиторы — экономика — Кабмин — МВФ с весьма непростыми отношениями внутри него, особенно по линии экономика — Кабмин. В этом смысле, вполне возможно, что в рамках пары кредиторы — Кабмин соглашение является взаимовыгодным.

Но, неизбежен второй вопрос — потянет ли эту реструктуризацию украинская экономика? Ответ на него, defacto, дала глава Минфина Наталья Яресько, заявившая 17 сентября с трибуны ВР, что Украина способна будет обслуживать свои обязательства по государственным деривативам, если реальный рост ВВП страны будет превышать 4-6% в год.

Тут самое время напомнить, что прогноз МВФ в рамках программы кредитования предсказывает до 2027 года средний рост украинского ВВП в 3% в год. Т.е., обслуживать долговые обязательства даже после нынешней реструктуризации Украина сможет при условии экономического роста, превышающего прогноз МВФ.

В противном же случае нас ждет аргентинско-греческий долговой сценарий. Нет, это не предупреждение автора, это предсказание Натальи Яресько, которая в том же выступлении перед парламентариями 17 сентября заявила, что в случае ухудшения ситуации «Украина всегда имеет возможность, как любой должник, снова провести реструктуризацию долгов. Вы видите, что с Грецией было недавно: ни один раз, ни два так делают».

Что можно добавить к столь авторитетному мнению импортного специалиста? Только факт резкого недовольства миссии МВФ выполнением Киевом условий кредитной программы и ухудшение прогноза падения ВВП. Фонд теперь предусматривает по итогам 2015 года падение ВВП на 11% (вместо ранее прогнозированных 9%), Нацбанк — на 11,6% (ранее — 9,5%).

Исходя из вышеизложенного, автор готов утверждать, что первый удобный случай для реального дефолта Украина упустила, расплатившись за короткую оттяжку одиозными бумагами «восстановления стоимости» (20-летние бумаги восстановления стоимости (value recovery instruments, VRI). Если экономика будет расти до 3% в год, выплаты по этим бумагам нулевые, от 3% до 4% — 15% от процента прироста ВВП, превышающего 3%, а свыше 4% роста — 40% стоимости от каждого процента роста. Эти условия начнут действовать после того как ВВП Украины достигнет отметки в $125,4 млрд.) Разумеется, имеется и диаметрально противоположный подход к проблеме, которому следует г-жа Яресько, призвавшая в интервью FinancialTimesот 9 октября США и ЕС удвоить финансовую «помощь» Украине, что означает просьбу о выделении дополнительных $7.5 млрд...

P.S. Вопрос долга по российским еврооблигациям автор сознательно оставил за скобками: крайне маловероятное согласие РФ на реструктуризацию на общих основаниях никак принципиально не улучшает ситуацию.

Завантаження...
Комментарии (3)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Ivan Ivanov
Ivan Ivanov 26 ноября 2015, 14:52

Дефолт в России 1998 года пошел только ей на пользу. А третьего Майдана, извините, Украина как государство уже просто не переживет.

0
Mark Segan 03 ноября 2015, 09:58

по моему эти специалисты просто собой красуются, где нормальный плановый подход к проблеме и ее освещения, что это все кулуарное тайное доверительное обсуждение ... я не хочу никому доверять , а я хочу знать и видеть все цифры, расчеты, прогнозы и апелляции, я хочу понимать ситуацию полностью и осознанно делать свой выбор в ползу одного или другого решения , а политики это всего лишь менеджеры а народ это совладельцы корпорации. где подотчетность , не словоблудие и обещания, это не частная лавочка, а конкретика действий и расчетов преимуществ решений? сами решаю что им выгодно сами принимают программы, и выдают свои мнения как гарантированные этапы развития страны , а не как собственные экспертные мнения, которые имеют такой же вес как ваше или мое мнение, почему судьба страны и народа в руках проходимцев почему они что то решают вообще ... как то очень легко решается судьба страны, в субъективных мнениях какой то женщины, волею судьбы занявшей высокий пост во власти , исполнительной власти отмечу... как то очень легко и безответственно принимаются решения о судьбах страны и народа...

мне кажется надо менять сам подход принятия решений, маленькой кучкой экспертов на общенациональный принцип осознанного народного принятия решения... все можно объяснить простыми словами на пальцах и только такие решения нужно допускать к принятию на общенародных голосованиях, а все сложные комбинации надо исключить, как попытки обмануть народ и ввести в заблуждение большую образованную часть населения когда за псевдо объясненными спрятан обман народа. вот это надо законодательно запретить. народ как один человек должен четко знать на что он идет и за что он подписывается, иначе народ превращается в аморфное легко манипулироваемое абстрактное понятие , при котором можно и дальше исправно воровать... и коррупция здесь ни при чем вообще... это уровень воровства государственно исторического масштаба ... турдно в это поверить но похоже что правда ...

знаю точно все проблемы имеют простые решения, почему тогда все так сложно и противоречиво, и непонятно, и все эфемерно, субъективно не гарантировано, просто как кому то сегодня кажется , а отвечать будет кто ? никто ! т.е. мы просто идем куда нас выведут ... может мы как то сами начнет брать ответственность за самих себя и принимать решения самостоятельно на простом человеческом доступном уровне демократическим путем без демонстрации по типу Греции и других ... ведь можем ... я думаю

0
Дмитрий Гаврилов 16 октября 2015, 13:49

Украина сама заходит в десятилетие рецессии и стагнации. Здесь всё очевидно и пока не будет Майдана 3, который свергнет эту власть ничего не изменится. Нынешние лидеры, говорившие о возврате 100млрд. Януковича и о том что ЕС зальет страну деньгами, никогда не согласятся на дефолт. Дефолт для них -это крах их самих и крах их капиталов.

9
реклама
реклама