С 1 января 2016 года Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) передаст на аутсорсинг страховщикам расследование причин аварий с участием незастрахованных водителей или водителей-льготников, тогда как до сих пор этим занимались независимые аварийные комиссары, нанятые бюро.
Такое решение принял в четверг президиум МТСБУ, утвердив соответствующую концепцию. «Страховые компании будут заниматься сбором документов, проведением экспертизы и подготовкой дела к выплате, но саму выплату на основании подписанного страхового акта будет по-прежнему осуществлять МТСБУ», — сообщила замгендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая. За свою работу страховщики будут получать отдельную плату, размер которой в бюро пока не установили.
Услуги по конкурсу
Проект концепции предусматривает конкурсный отбор десяти лучших продавцов «автогражданки», в основном, по показателям «количество жалоб» и «качество урегулирования». Компании, на которые потерпевшие жалуются, не смогут участвовать в конкурсе. Не пройдут отбор и страховщики с самым высоким показателем выплат. «Таким образом, бюро пытается обезопасить себя от коррупционных рисков, когда за определенный откат специалист может завысить сумму выплаты», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Конкурентным преимуществом страховщика также будет наличие у него представительств по областям и населенным пунктам Украины, чтобы аварийные комиссары (оценщики причин аварии и причиненного ею ущерба) компаний могли выезжать на места ДТП по всей территории страны. Наравне с этим МТСБУ будет рекомендовать страховщикам независимых аваркомов, уполномоченных работать с МТСБУ. Конкурс по их отбору бюро в данный момент проводит.
В добрые руки
«Это часть комплексного решения, связанного с предстоящим введением прямого урегулирования на рынке ОСАГО. Потерпевшему придется обращаться за выплатой к своей страховой компанией или к той, которая более качественно урегулирует страховое событие, поэтому механизм урегулирования нужно подготовить заранее», — сообщил предправления компании «Аско-Донбасс Северный» Евгений Матушевский.
По словам предправления компании «Глобус» Владимира Ганчака, передав на аутсорсинг страховщикам регламентные выплаты, МТСБУ также оградит себя от обвинений в коррупции. «Мы начали разбираться с этим вопросом еще в прошлом году, когда столкнулись с тем, что средняя выплата по рынку ОСАГО на 40% меньше, чем та, которую делает бюро.
В этом году ситуация усугубилась, — рассказывает Владимир Ганчак, который входит в экспертную группу МТСБУ по разработке новой концепции урегулирования, — Поэтому группа пришла к выводу, что нужно или существенно модернизировать департамент урегулирования в МТСБУ, что приведет, по сути, к созданию страховщика внутри общественной организации. Или же регламентные выплаты отдать на аутсорсинг страховым компаниям, не заинтересованным в искусственном завышении сумм».
Карманные комиссары
Расследование дел по регламентным выплатам также позволит страховщикам загрузить работой собственных специалистов по урегулированию, многие из которых «простаивают» в связи с сокращением рынка автострахования. От 250 до 1200 грн, в среднем, за один выезд на место ДТП такого специалиста — тоже деньги.
«Решение МТСБУ ударит по независимым аварийным комиссарам», — считает Вячеслав Черняховский. По его словам, если страховщики будут привлекать аваркомом к работе, то независимыми в данном случае их уже не назовешь. Это мнение разделяет и аварийный комиссар Ренат Гарипов. «Доходы независимых аваркомов и так упали в связи с девальвацией гривни, а с уходом регламентных выплат работать на этом рынке независимым экспертам станет вообще невыгодно», — говорит он.
По мнению Гарипова, останутся «карманные аваркомы», которые будут компенсировать свои низкие доходы бонусами от страховых компаний за те результаты, которые нужны страховщикам, а не водителям.
«И если на общественную организацию МТСБУ обманутый водитель еще может повлиять путем жалоб и споров, то юристам страховой компании он вряд ли что-либо докажет», — говорит Ренат Гарипов.
Легче отказаться
Позволить себе независимую оценку ущерба смогут также не все пострадавшие. «Если страховщик занизит водителю размер выплаты на 500 грн, а расходы на независимого аваркома составят 350-400 грн, полюс — издержки в ходе судебных разбирательств, то, скорее всего, водитель вообще не будет требовать свои деньги», — считает страховой эксперт Ибрагим Габидулин.
По его словам, переход регламентных выплат к страховщикам, по идее, должен создать в Украине рынок по-настоящему независимых аварийных комиссаров. «Во многих странах есть аваркомы, которые лояльны к страховщикам и те, кто работает на потерпевших. Новые условия урегулирования ОСАГО должны привести к появлению экспертов, которые будут проверять самих проверяющих», — уверен Ибрагим Габидулин. Контролировать страховщиков обещают также в МТСБУ.