«Больше света». Основной проект V Московской биеннале
ЦВЗ «Манеж»
20 сентября — 20 октября
Куратор V Московской биеннале Катрин де Зегер родом из Бельгии, но всегда любила русскую классическую литературу и искусство. Поэтому поработать куратором в Москве согласилась охотно. Заглавную выставку биеннале де Зегер, в сферу интересов которой входят феминизм и вопросы общения людей друг с другом и с окружающим миром, назвала довольно абстрактно — «Больше света».
Для участия в проекте куратор пригласила 80 художников из 25 стран мира и дала им задание высказаться об актуальных проблемах человечества и о том, как глобальные катастрофы влияют на жизненную среду. В итоге российский художник Аслан Гайсумов создает проект о войне, а Рена Эффенди из Азербайджана рассуждает о загрязнении окружающей среды.
Эд Пин из Тайваня исследует влияние цивилизации на исчезающие этнические группы — для проекта «Воображаемое поселение» он сооружает домики, в которых живут тени. А Гоша Влодарчик из Австралии расписывает стеклянные стены графическими «Морозными узорами». На выставке будет много работ не слишком известных авторов и арт-групп.
Из мировых звезд ожидаются только британка родом из Палестины Мона Хатум — она представит инсталляцию, похожую на паутину, только с хрустальными шарами вместо застрявших в сетях мух, — а также живущий во Франции венгерский архитектор Йона Фридман — он смонтирует футуристический проект из картона и бумаги.
Videonale.14
Центральный
дом художника
18‑24 сентября
Основанный в 1984 г. фестиваль видеоарта Videonale прошел в немецком Бонне в начале года. Затем экспозиция, в которой принимают участие признанные звезды и преимущественно молодые авторы, отправилась в турне. В российскую столицу делегация одной из старейших видеобиеннале в мире заедет, чтобы поучаствовать в параллельных программах сразу и «Арт-Москвы», и V Московской.
Кураторы Videonale.14 отобрали для московской выставки 23 работы. Среди них — коллаж из изображений и музыки. С их помощью художница Вика Кирхенбауер изучает вопрос смены идентификации и самовосприятия после смены пола. Еще — сюрреалистическое видео от Мартина Скауена, в котором художник исследует возможность создания объективного автопортрета, а также сатирические зарисовки Тоби Хаддлстоун — художник любит приходить в галереи или другие публичные пространства, валять там дурака, снимать процесс на видео и монтировать из того, что вышло, видеоарт.
«New Platform»
Центральный
дом художника
18‑22 сентября
Программу «New Platform» для молодых галерей и художников на «Арт-Москве» придумали несколько лет назад и проводили в рамках параллельной программы. В этом году организатор арт-ярмарки и директор компании «Экспо-парк Выставочные проекты» Василий Бычков решил сменить формат.
И сделал «New Platform» ключевым проектом «Арт-Москвы». Тут соберутся 15 галерей, которые соответствуют двум главным критериям: они существуют не больше трех лет и продают искусство не дороже € 5000. Отвечающие этим требованиям работы в Москву привезут галереи из Германии, Испании, Бельгии, Франции, Латвии и США. А самых интересных художников из российской глубинки представят галереи «Х. Л. А. М.» из Воронежа и «Ural Vision» из Екатеринбурга.
Джон Балдессари, «1+1=1»
Арт-центр «Гараж»
21 сентября — 24 ноября
Для программы «Специальные гости» Московской биеннале куратор «Гаража» Кейт Фаул и знаменитый швейцарский арт-критик и куратор Ханс-Ульрих Обрист организовывают первую в России выставку Джона Балдессари.
Классик американского концептуализма на протяжении своей полувековой карьеры в искусстве изучал образы массовой культуры и известен сериями фотографий, на которых он заклеивал лица и тела героев цветной пленкой. В Москву приедут работы Балдессари, созданные художником за последние два года. 82‑летний автор представит их лично, а заодно проведет публичную беседу с другим классиком концептуализма — художником Ильей Кабаковым.
Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы, «Утопия или реальность?»
Мультимедиа Арт Музей
17 сентября — 17 ноября
Инициатором выставки стал расположенный в голландском Эйндховене музей Ван Аббе, где хранится крупнейшее в мире собрание работ Эля Лисицкого. Этот художник-авангардист вместе с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма, увлекался архитектурой, фотографией и агитационным плакатом. На новой выставке его работы 1920‑х гг., отображающие разрыв между идеологией и реальностью, перекликаются с произведениями Ильи и Эмилии Кабаковых. Художники-концептуалисты исследовали ту же тематику, что и Лисицкий, — только уже в конце ХХ века.