До конца года должна завершиться ревизия следственных изоляторов и тюрем. Такое обещание неоднократно звучало из уст министра юстиции Павла Петренко.
По итогам ревизии некоторые учреждения должны продать или сдать в аренду частным лицам. В качестве аргументации Петренко привел пример СИЗО в Черновцах, расположенного возле школы.
«Я дал поручение, чтобы до конца года СИЗО было закрыто, потому что в центре города не может быть такого учреждения», — заявил тогда министр. Лукьяновское СИЗО в центре Киева он предложил законсервировать, площадку выставить на публичный конкурс, а на вырученные деньги построить современные тюрьмы.
7 октября принято постановление Кабинета министров, которое должно было дать начало процедуре ликвидации Черниговского СИЗО.
Пока, как сообщили в Государственной пенитенциарной службе, ни одно учреждение в системе закрыто не было.
В целом в стране, по данным пенитенциарной службы, существует 176 объектов пенитенциарной системы, включая те, что расположены на территории Луганской и Донецкой областей. Их общая площадь — 426,76 тыс. кв. м.
Нет закона
Павел Петренко — далеко не первый министр юстиции, озвучивавший идею частных тюрем. До сих пор все эти заявления остались лишь на уровне слов.
Воплотить мечту в реальность мешают несколько обстоятельств, одно сложней другого. «Насколько нам известно, механизма передачи тюрем и СИЗО в частную собственность в украинском законодательстве нет», — осторожно комментирует текущую ситуацию юрист харьковской правозащитной группы Федор Данильченко.
И он прав. «Согласно действующему законодательству, целостные имущественные комплексы исправительных и воспитательных учреждений, исправительных центров, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов не подлежат приватизации и не могут передаваться в аренду», — сообщил в своем официальном ответе начальник управления капитального строительства и развития Государственной пенитенциарной службы Алексей Загородний.
Таким образом, для того, чтобы инициировать процесс передачи объектов пенитенциарной системы в частную собственность, необходимо будет внести существенные изменения в действующее законодательство.
Замминистра юстиции Гия Гецадзе, ранее также озвучивавший идею о создании в Украине частных тюрем, отметил, что все законодательные проблемы можно решить в течение нескольких месяцев, была бы на то воля парламента.
По его словам, соответствующий законопроект Минюстом еще не разработан, но вопрос возможного появления в Украине частных тюрем сейчас находится в процессе обсуждения в Кабмине. «Если мы пойдем путем создания частных тюрем, появится много вопросов. Поэтому мы обязательно должны выбрать правильную модель, чтобы контроль государства над этими заведениями был эффективен и мы не получили обратный результат», — объяснил Гецадзе.
Денег тоже нет
Если предположить, что Минюсту удастся в обозримом будущем разработать необходимые законопроекты и протащить их через парламент, заручиться поддержкой Фонда госимущества и других причастных к процессу ведомств, это еще не повлечет автоматический приход инвесторов.
«Мы как-то подсчитывали, что строительство одного тюремного комплекса стоит около $170-180 млн. Это дорогое и сложное сооружение», — объясняет правозащитник Эдуард Багиров. В прежние годы, по его словам, были претенденты, рассматривавшие возможность участия в приватизационном процессе тюрем и СИЗО.
Но уже долгое время таких инвесторов нет — уж слишком этот бизнес специфичен и низкомаржинален. Инвестор, который хотя бы заинтересуется такой возможностью, наверняка пожелает получить гарантии от государства по защите своих инвестиций. В сегодняшних и даже завтрашних условиях такие гарантии не представляются надежными.