Політика

ретроспектива

Как это делалось в Европе: Решение проблемы центр — регионы. Аландские острова

Как это делалось в Европе: Решение проблемы центр — регионы. Аландские острова

Если принадлежащие Дании Фарерские острова не вошли в Европейский союз (см. предыдущую публикацию цикла), то Аландские острова, принадлежащие Финляндии, вошли, но — на своих условиях. Статус этой автономии в составе ЕС регулируется особыми положениями в договоре о присоединении Финляндии к союзу; например, в вопросах косвенного налогообложения автономия рассматривается как территория третьей стороны.

Экономическое развитие островов определяется их географическим положением на пересечении морских коммуникаций Балтийского моря. В настоящее время Аландские острова представляют собой одну из самых благополучных в социально-экономическом отношении частей Финляндии.

Пасынки по наследству

Аландские острова до начала XIX века принадлежали Швеции, с небольшим перерывом на временную оккупацию Российской Империей во время Северной войны (1700 — 1721 гг.). К слову сказать, в Историю (с большой буквы) острова попали именно в те годы. Сначала, — благодаря Аландскому конгрессу 1718–1719 гг., на которых Россия ее союзники обсуждали с Швецией условия мира, затем — после провалившихся переговоров — морским боем у острова Гренгам 27 июля 1720 в котором победа российского флота окончательно убедила наследников Карла XII завершить затяжную и крайне неудачную войну Ништадтским мирным договором 1721 года.

Аланды были на какое-то время заняты русским десантом, а часть населения бежала на материк, но, впоследствии острова были переданы под шведскую корону.

Однако, второй русский десант под командованием князя Багратиона 18 марта 1809 года во время русско-шведской войны стал началом более чем столетнего российского владения. Но, с немаловажным нюансом: административно острова были включены в созданное по итогам войны Великое княжество Финляндское, в которое вошли отобранные у шведов территории. Великое княжество, как известно, обладало высоким уровнем автономии в составе Империи.

В связи с отсутствием городов, в качестве административного центра было решено создать крепость Бомарсунд (строительство началось в 1832 году) вокруг которой вполне естественно вырос первый город.

В 1854 году Аландские острова на короткое время стали первой из «горячих точек» Крымской войны. После того, как Балтийское море в мае 1854 года было блокировано англо-французской эскадрой, Аланды оказались изолированными и их захват стал вопросом времени, особенно с учетом того, что крепость была все еще недостроенной.

Однако, первая атака Бомарсунда 21 июня силами четырех паровых фрегатов была отбита огнем Главного форта и береговой батареи.

Второй штурм был уже основательно подготовлен: в июле 1854 года остров блокировали 25 линейных кораблей, 3-4 августа на берег был высажен десант из 10000 тысяч французов и 2000 британцев. Им противостоял гарнизон из примерно 2500 человек, непосредственно «под ружьем» из которых было около 1600.

10 августа крепость была обложена, 12 августа начался штурм, который завершился 16 августа капитуляцией гарнизона. Потери штурмующих были около 100 человек, оборонявшихся — 53.

Захватив острова, Лондон и Париж предложили Стокгольму вернуться в их владение. Однако, Швеция, к тому времени имевшая уже 40-летний позитивный опыт нейтралитета, решила, что от такого предложения необходимо отказаться...

Парижский мирный договор 1856 года по итогам Крымской войны оставил Аланды под российской короной, но со статусом «дефортифицированной» (т.е. без военных укреплений) зоны; позже этот статус превратился в «демилитаризованную зону» и сохранился до сих пор.

Новым центром Аландских островов стал Мариехамн, специально выстроенный в 1861 года и до настоящего времени остающийся единственным городом островов. Город был назван в честь императрицы Марии Александровны, и ввиду своевременно не проведенной шведами кампании по деколонизации, сохранил свое название; 2 ноября 2011 года в Мариехамне был открыт памятник в честь императрицы.

Кроме того, в Эккеро — на западной оконечности Главного острова открыт музей, но, как ни странно, не российской оккупации, а самого западного почтового отделения Российской Империи (1809 — 1917 гг.).

Иллюзия воссоединения

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в Финляндии вспыхнула короткая, но ожесточенная гражданская война; вполне естественно, что население островов хотело остаться в стороне от этих процессов и обратилось к Швеции с просьбой распространить свою юрисдикцию на Аланды. Провозглашение независимости Финляндии и признание ее Советской Россией «подвесило» вопрос самоопределения островов; пытаясь склонить его в свою пользу, Швеция — к радости местных жителей, высаживает на островах военный десант. Аландские острова даже обзавелись собственным флагом, повторяющим цвета шведского.

Однако, через 4 года — в 1921 году еще обладавшая на тот момент высоким авторитетом Лига Наций признаёт принадлежность островов Финляндии, но, одновременно — оговаривает широкую автономию Аланд; острова сохранили (до сегодняшнего времени) демилитаризованный и нейтральный статус.

Особый статус

На островах существует местное гражданство, которое даёт право избирать и быть избранным в местный парламент — Лагтинг, а также иметь в собственности недвижимость на островах и заниматься предпринимательством. Местное гражданство приобретается по рождению (если один из родителей его имеет) либо по ходатайству лица (при условии обладания гражданством Финляндии, проживания на территории автономии не менее пяти лет и удовлетворительного владения шведским языком).

Нужно отдать должное Хельсинки: широкая автономия была предоставлена, и не предпринималось никаких попыток пересмотреть ее статус.

Единственным официальным языком Аландских островов является шведский, в т.ч. при коммуникации с центральными органами власти государства. В школах в обязательном порядке изучается также финский язык.

Местный парламент — Лагтинг не подчинён в своих решениях парламенту Финляндии. Рамки компетенции законодательного собрания Аландских островов определяются специальными соглашениями между Аландской автономией и Финляндией о разграничении областей ответственности. Лагтинг осуществляет собственное правовое регулирование, в частности, в таких сферах: образование, культура, защита памятников старины, охрана здоровья и медицинское обслуживание, охрана окружающей среды, внутренний транспорт, местное самоуправление, почтовая служба, радио и телекоммуникация. В этих сферах Аландские острова решают вопросы практически как независимое государство. На законы, принятые Лагтингом, может быть наложено вето Президентом Финляндии, но только в тех случаях, когда Лагтинг вышел за пределы полномочий автономии провинции, либо принятый закон несёт угрозу внутренней или внешней безопасности Финляндии. Центральные органы власти Финляндии отвечают за внешнюю политику, гражданское и уголовное право, судоустройство, таможню и государственное налогообложение.

Аландские острова имеют своего специального представителя в парламенте Финляндии.

Жители провинции освобождены от службы в финской армии, но в случае проживания вне Аландских островов в течение пяти лет утрачивают этот иммунитет.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Злата Шахназарян 24 ноября 2015, 19:57

Дмитрий Георгиевич вопросы реинтеграции сепаратисткого региона с центром для конфликта на Схиде больше подходит бельгийский опыт, чем южнотирольский. фарерский и аландский. Двойная федерация с Языковыми Сообществами

2
реклама
реклама