«Капитал» посмотрел фильм режиссера Дэнни Бойла об основателе империи Apple и понял, что Джобс был на редкость неприятным типом.
Байопики часто напоминают копание в корзинах с грязным бельем. Авторы кинобиографий предпочитают сосредоточиться не столько на карьерном пути выдающихся людей, сколько на их личной жизни и душевных качествах.
Так, например, история двух великих французских поэтов, Поля Верлена и Артюра Рэмбо, превратилась хоть и в великолепно сыгранную, но двухчасовую сагу о том, как два гея выясняют отношения («Полное затмение», 1995). А рассказ о революционных открытиях и идеях физика Стивена Хокинга — в описание его семейной жизни и сложных отношений с женой и любовницей («Вселенная Стивена Хокинга», 2014).
Не стал исключением и амбициозный проект Дэнни Бойла («На игле», «Миллионер из трущоб») и известного голливудского сценариста Аарона Соркина («Несколько хороших парней», «Социальная сеть»).
Звездный тандем решил сосредоточиться не на тернистом пути Джобса к микрокомпьютерной революции, а на его ужасном характере и отношениях с дочерью. Неудивительно, что картина «Стив Джобс», бюджет которой составил $30 млн, с треском провалилась в североамериканском прокате, собрав за первый уикенд всего $522 тыс (общемировые сборы пока что составляют $16,9 млн). Массовому зрителю, пришедшему в кинотеатр за динамичной драмой, скучно на протяжении двух часов смотреть, как экранный Джобс ведет бесконечные разговоры на повышенных тонах то со своими сотрудниками, то с бывшей женой, то с бывшим партнером. Однако, несмотря на это, у фильма есть свои неоспоримые достоинства.
В предыдущем байопике о главе Apple, слабеньком фильме «Джобс: Империя соблазна» (2013), мы имели возможность посмотреть не на харизматичного Стива Джобса, а всего-навсего — на смазливого актера Эштона Катчера, пытавшегося сыграть Джобса. В картине Бойла все обстоит ровно наоборот. Здесь компьютерного гения и агрессивного социопата изображает невероятно характерный Майкл Фассбендер («Стыд», «Бесславные ублюдки», он же — Магнето из перезапущенной франшизы «Люди Х»).
Даже Стив Возняк, сооснователь Apple, которому страшно не понравился фильм с Катчером, отозвался о новой картине с большим теплом. «Я смотрел черновой вариант фильма и чувствовал, будто на самом деле вижу Стива Джобса» — поделился своими впечатлениями от просмотра Возняк.
Фассбендер придает своему герою глубину, в которой буквально можно утонуть или захлебнуться. Здесь всего намешано — ярости, одержимости, хамства, одиночества, страхов, обид и ледяной расчетливости. Главная беда фильма заключается в том, что этот невероятно удачный, собранный из мельчайших деталей образ, вынужден существовать в тягучем и скучном, тянущемся как клей из тюбика повествовании. Драма отчаянно одинокого гения, люди вокруг которого сменяют один другого как в дурном калейдоскопе, болтается здесь как сферический конь — в вакууме.
Уже на третьей-четвертой сцене, в которых Фассбендер играет на разрыв аорты, зрителя начинает клонить в сон. Перед нами постоянно мелькают люди, ежеминутно что-то требующие от Джобса — если не денег, то хотя бы внимания или благодарности.
Простоватая и вечно обиженная бывшая жена Крисанн (Кэтрин Уторстон), строгая бессменная помощница Джоанна (Кейт Уинслет), робко жаждущая отцовской любви дочь Лиса (Рипли Собо, Перла Аней-Жардине), неуклюжий добряк Стив Возняк (Сет Роген), бывший гендиректор Apple Джон Скалли (Джефф Дэниелс). Все они как пчелы вокруг улея непрерывно вертятся вокруг Джобса, который готовится то к одной, то к другой революционной презентации своего нового продукта (их нам прихотливой волей режиссера как раз не показывают).
В итоге повествование получается сумбурным и рваным. Все разговоры буквально с мясом вырваны из контекста — нам остается только догадываться, кто все эти люди, зачем они дергают и без того задерганного Джобса и чего от него хотят.
Из картины можно вынести лишь один не подлежащий сомнению факт. Стив Джобс был личностью крайне надменной, одержимой на грани аутизма, одинокой и в целом абсолютно невыносимой. Очевидно, что для более полного представления о жизни и деяниях этого человека стоит прочитать книгу «Стив Джобс» Уолтера Айзексона, по которой и снят фильм.