«Капитал» посмотрел новую картину Стивена Спилберга и очередной раз проникся уважением к голливудскому корифею.
В последние годы поход на новые фильмы уже пожилых классиков кино нередко оборачиваются разочарованием для их поклонников.
Так, 72-летний Дэвид Кроненберг, мастер гротеска, исследователь природы насилия и автор действительно культовых картин вроде «Видеодром», «Обед нагишом» и «Муха», в 2010-х принялся снимать довольно заурядные картины об инцесте и невыносимой жизни голливудских звезд («Звездная карта», 2014). А 84-летний Жан-Люк Годар, один из самых интересных режиссеров «Новой волны», отметился в 2010 неудобоваримой картиной «Фильм-социализм», в которой смешались нарезки из YouTube, брак кинопленки, цитаты из французских постструктуралистов и черт еще знает что. Подобных печальных примеров — множество.
От нового фильма 68-летнего Стивена Спилберга можно было ждать чего угодно. Особенно учитывая удушающее пафосную драму «Боевой конь» (2011) в анамнезе — эту 2,5-часовую претензию на «Оскар» досмотреть до конца без раздражения было довольно сложно. Благо, ни одной заветной статуэтки картина так и не получила.
«Мост шпионов» размашисто перечеркивает любые опасения подобного рода. Режиссера «Списка Шиндлера», «Индианы Джонса» и «Парка Юрского периода» совершенно преждевременно списывать со счетов. Спилберг снял один из лучших фильмов этого года. И, возможно, лучший фильм на шпионскую тему последних лет. Кроме того, более удачный момент для картины о Холодной войне сложно и представить.
На дворе — 1957 год. Самый разгар противостояния США и СССР, Штаты охвачены охотой на ведьм. Добропорядочные американские граждане больше всего на свете боятся шпионов-коммунистов и ядерной войны. Именно в этом году был арестован советский шпион Рудольф Абель (Марк Райлэнс). Казалось бы, его судьба предрешена — разведчика вражеского государства ждет смертная казнь.
Однако защиту Абеля поручают нью-йоркскому адвокату по имени Джеймс Донован (Том Хэнкс). Ныне вполне обычный юрист, ведущий дела страховых компаний, ранее он выступал обвинителем на Нюрнбергском процессе. И именно ему достается роль адвоката дьявола на этом громком и заведомо проигрышном для подсудимого процессе.
Но дело в том, что Донован — человек чрезвычайно принципиальный и руководствуется в своей работе не сиюминутными патриотическими убеждениями, а исключительно общечеловеческими. Не поддаваясь антисоветской истерии, полыхающей вокруг наподобие лесного пожара, он последовательно отстаивает права своего клиента, упирая на Конституцию, которая гарантирует гуманное отношение к любому, кто предстает перед американским судом.
Поэтому разбирательство принимает довольно неожиданный оборот как для пристально следящего за событиями общества, так и для непосредственных участников. Мало того, что Абеля не отправляют со скамьи подсудимых прямиком на виселицу — дело стараниями Донована передают в Верховный суд, где адвокат выступает с блестящей речью в защиту советского шпиона. Кстати, герой Тома Хэнкса практически слово в слово произносит именно то, что говорил в 1957 году реальный Джеймс Донован.
Спустя еще несколько лет выясняется, что если бы не отчаянные старания простого нью-йоркского юриста, Холодная война могла бы и впрямь привести к открытому военному противостоянию. В 1962 году над Свердловском сбивают американский самолет. Пилот Френсис Пауэрс, чьим заданием было сделать снимки вражеской территории с огромной высоты, выжил при падении и попал в плен к советским спецслужбам. Узнав об этом, американские власти вспоминают о том, что в их руках находится шпион Рудольф Абель.
Обстановка между СССР и США накалена на тот момент настолько, что и без того шаткое положение дел в мире буквально висит на волоске. Один неосторожный шаг и ужасы ядерной войны, о которой рассказывали в то время американским школьниках на уроках, стали бы реальностью.
Ответственным за восстановление равновесия становится не кто иной, как Джеймс Донован. Он должен договориться с советской стороной об обмене пленными шпионами. Условия, которые предлагает ему американское правительство, никак нельзя назвать удобными или выгодными для юриста. Никаких официальных полномочий, статуса. Отправиться в Берлин, где назначены переговоры с представителем СССР, Доновану предстоит без каких-либо гарантий, что он сможет вернуться домой живым. Однако он принимает предложение.
«Мост шпионов» — отнюдь не унылая драма звериной серьезности, как можно предположить. Сам Том Хэнкс, получив предложение от Спилберга сниматься в картине, сперва решил, что это будет суровый фильм, где все постоянно звонят по телефону, много разговаривают и непрерывно курят. Однако сценарий к фильму написали Итан и Джоэл Коэны («Большой Лебовски», «После прочтения сжечь», «Фарго»). А братья знают толк в хороших историях и тонком юморе. Благодаря их мастерству зритель на сеансах «Моста шпионов» не только икает от напряжения, но и хохочет — диалоги здесь блестящи и остроумны.
Безусловно, это картина — актерская. Масштабные натурные съемки, часть из которых проходила в Берлине, часть — в польском Вроцлаве, — меркнут на фоне безраздельно властвующих в кадре Тома Хэнкса и Марка Райлэнса.
Хэнкс, к которому и без того прилип образ рыцаря без страха и упрека, хорошего парня (в последних работах — «Капитан Филлипс», «Спасение мистера Бэнкса» — актер лишь укрепился в амплуа порядочного и человечного героя) — идеально подходит на роль принципиального и деликатного Донована. Именно он и его отчаянные решения оказываются в центре внимания, а вовсе даже не Холодная война или шпионские страсти. Неизменное чувство юмора и вера в свою правоту делают его практически неуязвимыми перед лицом любой проблемы. Ну, и никто не отменял убойной силы личное обаяние Хэнкса.
А более мощного партнера по съемкам, чем британец Райлэнс, и придумать трудно. Проработавший десять лет руководителем Шекспировского театра «Глобус» в Лондоне, обладатель всех мыслимых британских театральных премий, он выдает такую игру, что только диву даешься. Его Абель, чрезвычайно сдержанный и невозмутимый человек, не склонный к многословности, молчит содержательнее, чем большинство остальных персонажей разговаривают.
Словом, этот год, стартовавший шпионской комедией абсурда «Кингсман: Секретная служба», и продолжившийся десятком самых разных картин на ту же тему («Шпионка», «Миссия невыполнима: Нация изгоев», «Агенты U.N.C.L.E.», новая серия бондианы), победоносно закрыл Стивен Спилберг. Учитывая деликатный, сдержанный тон картины, подтекст которой недвусмысленно призывает к разумному и гуманному решению больших конфликтов, где все держится лишь на честном слове, «Мост шпионов», кроме всего прочего, — не только самый удачный фильм года, но и самый актуальный.