В 2016 году мобильные операторы могут поднять цены на свои услуги. В этом вопросе им подыграло правительство, которое в поисках источников наполнения бюджета в очередной раз повышает стоимость наиболее ценных радиочастот. Кабинет министров внес в Верховную Раду законопроект № 3630, предусматривающий увеличение платы за радиочастотный ресурс на 26,7%. За каждый мегагерц в отдельно взятом регионе мобильные операторы будут обязаны платить 25,8 тыс. гривен в месяц.
Самые крайние
Правительство хочет привязать стоимость радиочастот к индексу потребительских цен, и каждый год пересматривать размер платы за их использование. Выгода для Кабмина очевидна: повышение поможет увеличить сбор от использования эфира с 1,7 млрд гривен в 2015 году до 2,35 млрд гривен в 2016 году. Последняя цифра уже, кстати, заложена в бюджет в соответствующем законопроекте правительства (№ 3000).
Еще с начала лета операторы связи упрашивали Минфин не повышать плату за спектр. Руководители компаний «Киевстар», Vodafone и «Астелит» (life:)) в июне написали министру финансов Наталии Яресько совместное письмо. Они указали в нем на то, что значительное повышение «арендной платы» за эфир приведет к снижению инвестиционной привлекательности отрасли.
В феврале 2015 года операторы и так получили дополнительную финансовую нагрузку в виде уплаты в бюджет порядка 9 млрд гривен за 3G-лицензии. И теперь к тому же, помимо 2G-частот, должны еще платить ежемесячно за использование 3G-спектра. Последний «влетает в копеечку». Согласно действующим тарифам, ежегодная плата за частоты по всем трем 3G-лицензиям составляет около 595 млн гривен. 2G эфир обходится «большой тройке» в еще примерно 1,2 млрд гривен ежегодно.
Украинское ноу-хау
«Я не встречал ни в одной из стран, где бывал, такой ситуации, когда стоимость радиочастот индексировалась бы в зависимости от инфляции», — заявил гендиректор «Vodafone-Украина» Олег Проживальский.
По его словам, это, видимо, украинское ноу-хау. Менеджер против того, чтобы увеличение сборов за эфир превратилось банально в способ наполнения бюджета. Тем более что в 2014 году ставка радиочастотного ресурса уже была увеличена в два раза, а за последние семь лет выросла в 13 раз.
«Если оператор обязан увеличивать свои рентные платежи, значит, он автоматически должен уменьшать другие затраты: на развитие сети, улучшение качества, расширение покрытия», — добавил президент компании «Киевстар» Петр Чернышов.
По его словам, это крайне негативно влияет на крупные инвестиционные проекты, инициируемые государством, в том числе отдаляет перспективу запуска технологии 4G. Как уже писало РБК-Украина, Кабмин хочет подготовить соответствующий конкурс к концу 2017 года.
Начальник департамента регуляторных отношений и стратегии «Астелит» (life:)) Андрей Лебедев отметил, что если тарифы на спектр заметно поднимутся, то повышения розничных цен для конечных абонентов не избежать. Ведь сборы за частоты занимают с каждым годом все большую долю в структуре себестоимости услуг.
«Повышение ставки РЧР не обеспечит эффективную динамику роста отрасли и дополнительного наполнения Государственного бюджета, а только ухудшит финансовое состояние телекоммуникационных компаний, которые являются крупными плательщиками налогов», — подчеркнул Лебедев.
На разных условиях
Петр Чернышов обратил внимание на еще один важный нюанс. Плата за частоты повышается не для всех технологий и диапазонов пропорционально. Он напомнил, что, например, компания «ММДС Украина» (принадлежит СКМ), которая владеет ценным диапазоном под 4G, вообще не предоставляет услуг. А за эфир платит в сотни раз меньше, чем «мобильщики» за 2G-частоты.
Это далеко не единственная в Украине компания, «сидящая» на частотах. Так, компания «Первый инвестиционный союз» платит за близкие к 3G-диапазонам частоты (1,9 ГГц) в количестве 40 МГц в каждом регионе всего 22 тыс. гривен в месяц в общей сложности.
Чернышов призвал Минфин откорректировать расценки, в том числе, чтобы избежать такой большой разницы в оплате за эфир для разных предприятий. С ним согласился и Лебедев.
«Изменение цены за использование радиочастотного ресурса должно касаться тех диапазонов, для которых текущая стоимость не соответствует ценности спектра», — пояснил он.
На данный момент Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации планирует нанять иностранную компанию, которая в рамках научно-исследовательской работы проведет оценку стоимости спектра. После ее проведения регулятору будет понятна реальная стоимость радиочастотного ресурса, а также возможные методы решения проблем. Лебедев считает, что только после такого комплексного подхода можно говорить о пересмотре стоимости ставки.
Коли вони вже понаїдаюься? Треба гострити сокири, та будити їхню відсутню совість.