Уже восемь лет я преподаю коммуникации в разных видах для украинского бизнеса. Компании хотят, чтобы их сотрудники лучше общались друг с другом, с клиентами, эффективнее убеждали и делали привлекательные презентации.
Несколько раз меня одолевала профессиональная депрессия оттого, что вещи, о которых мне приходится говорить в аудитории, просты и банальны. И правда, ничего нового нет в том, что нужно учитывать потребности аудитории, ставить перед выступлением конкретные цели, вызывать у своих слушателей яркие эмоции и четко формулировать ключевой месседж.
Но чем больше я смотрю, как менеджеры разных уровней или государственные мужи толкают речи, тем больше понимаю, что культура «доведения до ведома» в нашем обществе неизгладима. Многие думают, что они убеждают, информируя.
Я предполагаю, что исторически сформированные привычки отдавать и выполнять приказы, а также следовать за тем, кто громче, атрофировали у людей и эмпатию, и умение устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с аудиторией. Зачем напрягаться, если проинформировать намного проще? Особенно если твоя аудитория — подчиненные, которые все равно обязаны тебя слушать.
А лояльность как ресурс компании — будь то к руководителю, идее, бренду или организации — формируется в момент, когда человек меняет угол зрения или открывает для себя новый взгляд на вещи с помощью умело построенной коммуникации.
«Доведение до ведома» может поставить людей под козырек или обеспечить выполнение приказа, но это не всегда является залогом успеха или гарантирует качество продукта.
От бездумности и непонимания контекста подчинение и выполнение приказа без веры в то, что сотрудник выполняет, может привести к молчаливому сопротивлению или к дорогостоящим ошибкам.
Чем больше души лидер вкладывает в свои коммуникации с командой, тем больше шансов достичь повышенной концентрации души сотрудников в самом продукте, а следовательно — и удовлетворенного клиента. Это работает не только в компаниях, производящих продукты или услуги. Это работает в некоммерческом секторе, плетущем социальные изменения. Это работает и в государственном управлении, внедряющем реформы.
Убеждение в современных условиях — это, как правило, умело выстроенный диалог, а не монолог, как в случае информирования.
Я вижу, как много вокруг талантливых людей с очень дельными и нестандартными идеями модернизации и реформирования в бизнесе, государстве и обществе; как часто они страдают от того, что их идеи недооценены или не услышаны, и как просто они могли бы решить эту проблему, изменив свой стиль коммуникации.
Когда вы информируете — вы просто складываете дрова и щепки в одну кучу. Они могут пролежать в куче, промокнуть, сгнить и никогда не возгореться. А убеждение — как искра, благодаря которой куча дров превращается в живой костер, тепло и свет которого меняют людей вокруг. Искра, благодаря которой мы меняемся и становимся лучше.