Оправдание неудач
Из 86 органов власти, которые управляют корпоративными правами госпредприятий, более половины (48) получили негативную оценку МЭРТ.
Среди наименее эффективных управленцев оказались практически все министерства — из 16 имеющихся в него не попали лишь само Минэкономразвития, а также МИД, Мининфраструктуры, Минсоцполитики и Минфин.
В список неэффективных также попали 16 ведомств, таких как Агентство госимущества и Госветфитослужба. Кроме того, МЭРТ поставило оценку «неудовлетворительно» 11 облгосадминистрациям, совету министров АР Крым и Киевской государственной городской администрации.
Удовлетворительной была признана работа 32 органов власти, и лишь три ведомства были оценены как эффективное управленцы — Гослесагентство, Пенсионный фонд и Национальная академия правовых наук. Это наименьшее количество «отличников» за последние пять лет.
В отчете МЭРТ говорится, что основные финансовые показатели госсектора зависят от состояния дел у предприятий, подчиненных Минагропроду, Мининфраструктуры, Минобороны, Агентства госимущества и госконцерна «Укроборонпром». Среди основных причин убыточности своих предприятий госорганы называют техническую и моральную изношенность основных фондов, рост цен на сырье и энергоносители, тарифов на перевозку грузов, а также увеличение налоговой нагрузки.
Также в качестве негативных факторов называются отсутствие госзаказов и действенного механизма привлечения инвестиций. Кроме того, одной из причин убытков называется «невозможность реализации выполнения ранее составленных договоров в связи с рядом экономических и политических факторов».
С некоторыми из этих аргументов соглашаются опрошенные «Капиталом» эксперты. Как отметил вице-президент по экономическим вопросам Украинского союза промышленников и предпринимателей Максим Кунченко, убытки госпредприятий, прежде всего, вызваны отсутствием эффективного собственника и государственной поддержки.
«Такие негативные результаты вызваны тем, что не развивается внутренний рынок и нет госзаказов. В Украине превалирует импорт, а внутренне производство не загружено. Это основная причина», — убежден вице-президент УСПП.
Реакция на отчет
Как пояснил «Капиталу» источник в аппарате МЭРТ, министерство обязано подготовить соответствующий отчет ежегодно к 1 июля, после чего положения документа выносятся на рассмотрение Кабинета министров. Далее правительство принимает конкретные решения, руководствуясь рекомендациями ведомства.
Когда документ будет вынесен на Кабмин, и какие санкции будут применены к наиболее провинившимся — пока неизвестно. В самом же документе МЭРТ рекомендует правительству проанализировать деятельность предприятий, получивших оценку «неэффективно» и при необходимости рассмотреть вопрос об их ликвидации либо приватизировать их.
Прежде всего это касается неработающих предприятий. По мнению Максима Кунченко, приватизация — вполне реальный выход, если только речь идет не о предприятиях энергетики и госбезопасности.
Вероятность того, что после изучения отчета Минэкономразвития в каком‑нибудь из ведомств произойдут кадровые перемены, невелика. При этом более вероятна смена руководства на самих предприятиях. Так, в МЭРТ предлагают разрывать контракты с теми директорами, по чьей вине на предприятиях образовались задолженности по зарплатам. Также рекомендовано усилить контроль за выполнением условий контрактов с теми руководителями, которые в прошлом году их не выполняли.