Правительству разрешат получить доступ к финансовой информации граждан, которые претендуют на госвыплаты. Это позволит Минфину лишить выплат «мертвых душ» и состоятельных граждан, которые пользуются деньгами малоимущих. Скептически в отношении реформы настроены банкиры: они ожидают повышение нервозности их клиентов и увеличение затрат банков.
Под завесой тайны
Парламентский комитет по вопросам бюджета вчера согласился наделить Минфин правом допуска к банковской тайне граждан. Эта норма, по требованию заместителя министра финансов Романа Качура, была сохранена в законопроекте № 3629. В Бюджетном кодексе пропишут «право Минфина получать информацию, которая содержит банковскую тайну, персональные данные».
Такой возможностью министерство сможет воспользоваться «во время мониторинга пенсий, помощи, льгот, субсидий, других социальных выплат» при проведении контроля над выполнением бюджетного законодательства. Для получения и обработки персональных данных Минфину не потребуется просить разрешение физлица, если этот человек ранее дал такое согласие другому центральному органу исполнительной власти, например, Минсоцполитики.
В парламенте изначально не были настроены на компромисс. Главное научно-экспертное управление и бюджетный комитет 15-16 декабря констатировали, что вопрос регулирования банковской тайны не относится к компетенции Бюджетного кодекса. Но принять решение по сути комитет тогда не смог из-за отсутствия кворума. Уже 22 декабря гражданская платформа «Реанимационный пакет реформ» заявила об угрозе отмены ключевой реформы в сфере публичных финансов: «Подкомитет по расходам бюджетного комитета рекомендовал отклонить эту поправку (о доступе к банковской тайне — ред.), что сделает невозможным проведение верификации получателей пенсий и социальной помощи. А это, в свою очередь, может свидетельствовать о желании сохранить коррупцию в системе пенсионной и социальной защиты».
Глава подкомитета по вопросам расходов Александр Горбунов («Народный фронт») пока не ответил на запрос, блокировал ли он предложенную Кабмином верификацию получателей социальных выплат. Но проект решения комитета, розданный вчера участникам заседания, предлагал «не предусматривать норм, которые не являются предметом регулирования кодекса».
Участник заседания рассказал, что член комитета Ярослав Маркевич («Самопомич») зачитал с телефона позицию министра социальной политики Павла Розенко, что верификацией должен заниматься именно Минфин. А Роман Качур в очередной раз напомнил депутатам, что у Минфина уже есть успешный опыт проведения верификации социальной помощи переселенцам.
Опасения высказал глава подкомитета по госдолгу Андрей Гордеев (БПП):
— У Минфина будет допуск к банковской тайне, и вы сможете его использовать не только для проверки адресности субсидий и льгот. Вы будете как правоохранительный орган.
Замминистра Роман Качур смог его переубедить:
— Нет. Речь идет только об использовании этой информации для мониторинга того, как используются публичные средства!
В итоге бюджетный комитет решил оставить эту норму в редакции Минфина.
Однако принятия этого законопроекта недостаточно, чтобы Минфин получил доступ к банковским счетам «льготников». Норма о включении Минфина в перечень органов, которые имеют право на раскрытие банковской тайны, прописана в законопроекте № 3628. Решение по этому документу принимал комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. Он предложил принять законопроект без поправок — сразу в целом.
В статье 62 закона «О банках и банковской деятельности» будет указано, что Минфин во время бюджетного процесса с целью верификации и проверки достоверности данных, предоставленных физлицами для расчета и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, зарплат, сможет по письменному запросу получать данные о счетах (текущих, кредитных, депозитных), операциях и остатках по ним. Это касается расходования денег государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда и фондов социального страхования. Поскольку эти нормы включены в бюджетный и социальный законопроекты, комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности не видел их.
В поисках денег
Смысл проведения верификации Минфин пояснил накануне. «Принятие законопроекта № 3628 позволит провести верификацию получателей господдержки, всех соцвыплат и пенсий, которые получают граждане, а не „мертвые души“. Мы планируем от реализации этого мероприятия экономить минимум 5 млрд грн, — заявил Роман Качур. — А также повысить адресность предоставления соцпомощи и руководствоваться принципом, что помощь должны получать те, кто в ней нуждается. Состоятельные семьи не должны ее получать».
Есть и альтернативные оценки. «По масштабам экономии это будет как второе Prozorro (электронные госзакупки — ред.). Минфин консервативно оценивает экономию соцвыплат в 5 млрд грн, думаю, что более реалистичная оценка — 10-15 млрд грн. Если бенчмарк (ориентир масштаба проверок — ред.) — Греция, то будет 10 млрд грн экономии, если Грузия, то до 100 млрд грн, при полной верификации», — считает эксперт РПР Павел Кухта. Проверка материального положения будет использована при расчете субсидий, ведь эта статья расходов в госбюджете-2016 увеличивается с текущих 24,4 млрд грн до 35 млрд грн.
В Минфине на наш запрос сегодня сообщили, что доступ к банковской тайне позволит им выполнить две задачи: провести верификацию получателей социальной помощи, зарплат и пенсий; а также увеличить адресность помощи — направить ее действительно малообеспеченным гражданам.
Для проведения верификации Кабмину необходимы данные о финансовом состоянии граждан не менее чем из двух источников: в случае выплат пенсий речь идет о Пенсионном фонде и банке, который зачисляет средства на карту клиента и отслеживает их использование. «Это позволит выявлять случаи, когда деньги начисляются одному человеку, а попадают на счета другого, или же если карточкой, на которую начисляется социальная помощь/пенсия, пользуется не тот человек, которому она выдана», — отметили в пресс-службе Минфина.
В министерстве приводят пример возможной верификации бюджетников. «Если человек зарегистрирован и официально работает в с. Пацикив Ивано-Франковской области в какой-то бюджетной организации, а карточка для выплаты его зарплаты зарегистрирована в отделении банка в Киеве, и именно в Киеве проходят все транзакции по карте, то это может означать как то, то человек действительно работает в селе, а карточку отдал ребенку, который поехал учиться в Киев, а может свидетельствовать о том, что зарплата просто оформлена на фиктивного работника. Выявление этого факта позволит избежать выплаты неправомерным получателям», — резюмирует Минфин.
Параллельно с вычищением «мертвых душ» Минфин начнет переходить к адресности социальной помощи. Эта процедура будет предусматривать проверку благосостояния граждан, претендующих на получение или которые уже получают социальную помощь. «Для определения реального имущественного положения необходимо оценить все их источники, в частности заработную плату, пенсии, доходы от имущества и депозитов, остатки на банковских счетах, — уверяют в министерстве. — Эта информация поможет предоставлять около 400 млрд грн, которые платятся населению по различным социальным программам, с максимальной адресностью».
Возможно, эти изменения также направлены на проверку пенсионеров, которые зарегистрировались как временно перемещенные лица, но проживают в зоне АТО, говорит Павел Кухта. «Сначала черновая работа — убрать умерших и фейковых пенсионеров, льготников, чернобыльцев, — считает он. — А потом необходимо вводить имущественные критерии, что позволит сужать группу получателей выплат, чтобы их направлять тем, кто в них нуждается».
Спорное вмешательство
Сейчас банковская тайна может быть раскрыта по запросу физлица, по решению суда, по письменному запросу правоохранительных или налоговых органов. Минфин уже пытался получить доступ к такой информации. Летом чиновники разработали законопроект о снятии банковской тайны с доходов состоятельных украинцев, но потом сняли его с повестки дня.
Представитель переселенцев недоволен инициативой Минфина. «В европейских странах такой доступ могут иметь только органы следствия в рамках конкретного уголовного дела, связанного с махинациями. А у нас собираются проверять даже получателей выплат, финансовое состояние которых и членов их семей не имеет значения. Например — врачей, учителей или пенсионеров, имеющих право на пенсию независимо от их депозитных счетов, а также женщин, которые родили ребенка и получают выплаты до трех лет», — опасается координатор организации «Восток-SOS» Александра Дворецкая. Как сообщалось, денежная помощь переселенцам выплачивалась через управления социальной помощи, но 22 июня Кабмин поручил выполнять эту функцию Ощадбанку. Верификация этих выплат сэкономила Минфину 1 млрд грн, говорят в РПР.
Юристы говорят, что с частью задач Минфина справится и ГФС. «Назначение субсидии исчисляется исходя из размера начисленных физлицу доходов, информация о которых предоставляется ГФС и содержится в Госреестре физических лиц — плательщиков налогов. То есть фактически целью подачи запроса на получение информации об открытых на имя физлица счетах будет проверка сведений о доходе физлица, который указан в госреестре, — поясняет адвокат адвокатского объединения „Спенсер и Кауфман“ Сергей Пушко. — Вместе с этим проверка достоверности таких сведений является компетенцией ГФС, которая осуществляет налоговый контроль, а не Минфина. Таким образом, законопроект предоставляет Минфину не присущие ему полномочия».
Банкам будет сложно
Банкиры, которым придется раскрыть тайну, считают это нарушением прав человека. «Достаточно наладить коммуникации госорганов и не устанавливать дополнительных прецедентов для необоснованного разглашения банковской тайны. Особенно с учетом того, что для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат физлицо предоставляет документы с подписью и печатью лица, которое несет ответственность за достоверность сведений в них, — говорит начальник управления сопровождения розничного бизнеса юридического департамента ПУМБ Дмитрий Мартыновский. — Любое необоснованное вмешательство в личную жизнь можно считать нарушением прав человека».
Финансисты опасаются, что эта инициатива спровоцирует отток из системы вкладов среднего украинца. «Первое, что сработает мгновенно — клиенты, которые получают субсидии, незамедлительно заберут свои вклады, пусть даже небольшие, из банков. Банковская система, и без того страдающая от оттока ресурсов, снова получит удар, — предупреждает председатель правления Коммерческого Индустриального Банка Вадим Березовик. — Кроме того, если эта инициатива будет поддержана, то фактически мы получим прекращение функционирования такого института, как „банковская тайна“. Что касается „проведения верификации и проверки достоверной информации“, то можно оформить запрос в отношении почти любого физлица».
Главным остается вопрос доверия. «Любая попытка государства установить дополнительные основания для раскрытия банковской тайны и определить уполномоченных для этого лиц не способствует росту доверия к банковским учреждениям и госвласти. Клиенты стремятся к конфиденциальности в отношениях с банком, и это вполне естественно», — отмечает директор юридического департамента Кредобанка Николай Змерзлый. Также это обернется новыми затратами. «Для каждого банка выполнение новых требований может повлечь за собой нагрузку в бизнес-процессах и дополнительные расходы денежных и человеческих ресурсов», — говорит банкир.