История разрешения конфликта 2001 года между титульной нацией и албанцами в Македонии является весьма и весьма поучительным примером. Разумеется, для тех, кто реально готов воспринимать европейский опыт, а не просто говорить о приверженности европейским ценностям, на практике разделяя население Украины по категориям. Особенно в свете того, что в Македонии — в отличие от Украины — в конфликт вступили этнически очень далекие нации, принадлежащие к различной религиозно-культурной среде.
Албанская проблема в Македонии нарастала по самому банальному механизму — по мере увеличения количества албанцев. Так, Османская перепись 1467 — 1468 годов насчитала лишь 84 албанских семьи на территории всего Македонского вилайета (а это, приблизительно, в три раза большая территория, нежели современная Республика Македония); в 1931 году численность албанцев на территории Македонии (в составе Королевства Югославии) достигла 70 тысяч человек. На рубеже тысячелетий численность албанцев в Македонии перевалила за 0.5 млн, или 25% населения.
Зарождение и развитие конфликта
В 1980-е года в Союзной Югославии в отношении албанского меньшинства предпринимались дискриминационные меры, граничащие с репрессиями. В первую очередь это касалось сербского Косово, но власти Македонии во многом копировали сербский опыт.
На момент распада Югославии в 1991 году в Македонии албанцы составляли 427 000 человек или 21 % населения и с момента обретения Македонией независимости занимали обособленную позицию в политической жизни страны. Так, албанцы бойкотировали референдум о независимости Македонии 8 сентября 1991 года, требуя особого статуса «угнетаемой нации»; в январе 1992 года албанское меньшинство провело собственный (непризнанный Скопье) референдум в местах своего компактного проживания, высказавшись в поддержку автономии албанских районов.
Радикализации ситуации способствовало прибытие более 200 тысяч албанских беженцев из соседнего Косова, а также пример албанской Армии Освобождения Косова, воевавшей в 1996–1999 годах с сербской армией за независимость Косово.
В результате, на северо-западе Македонии по образцу АОК начали создаваться национальные албанские вооруженные формирования под руководством Али Ахмети, получившие название «Армия национального освобождения» (АНО).
«Горячая» фаза
В январе 2001 года в северо-западных районах Македонии, где компактно проживает албанское меньшинство (в том числе, недалеко от столицы Македонии — Скопье), ранее одиночные случаи нападений албанских боевиков на полицию и военных стали приобретать все более регулярный характер.
Пассивность македонских сил безопасности на первом этапе конфликта вынудила местных этнических славян создавать отряды самообороны. Столкновения македонских силовиков и ополченцев с албанскими боевиками весной-летом 2001 года стали регулярными, а в районе крупнейшего албанского анклава в городе Тетово (более 2/3 населения составляли албанцы) развернулись полноценные боевые действия.
15 тысяч македонских военнослужащих, полицейских и ополченцев противостояли 6 — 7 тысячам албанских боевиков, объединенных в АНО и ряд более мелких группировок. Незначительную роль в конфликте играли боевики «Аль-Каеды». Поставки вооружений македонским силовикам обеспечивала Украина.
В ходе боестолкновений несомненная победа была на стороне македонцев, которые при потере примерно 70 военнослужащих уничтожили в 10 раз больше боевиков. Осталось, буквально, нанести последние удары, в результате которых АНО перестала бы существовать, как организованная сила. Однако, в таком случае следовало ожидать затяжной партизанской войны и городской герильи в районах компактного проживания албанцев; кроме того, военную помощь своим сородичам могли оказать косовские албанцы...
В результате, Скопье решил не вести войну «до полной победы» и пошел на переговоры с представителями албанских мятежников в городе Охриде, которые завершились подписанием 13 августа Охридского Соглашения.
В соответствии с Соглашением в ноябре того же года между албанскими боевиками и македонским правительством было достигнуто соглашение о перемирии.
Охридское Соглашение: при обоюдном желании обо всем можно договориться
Охридские переговоры поставили точку в вооруженном конфликте 2001 года. Его важной особенностью, обусловившей успех мирного урегулирования, стал тот факт, что внутримакедонские переговоры велись, de facto на парламентском уровне. Македонию представляли правящий умеренно-националистический блок «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ) и главная оппозиционная (на тот момент) партия левого толка Социал-Демократический Союз Македонии (СДСМ); от имени албанского меньшинства выступали Демократическая партия албанцев (ДПА) и Партия демократического процветания (ПДП). De jure члены мятежной АНО в переговорах участия не принимали, однако, их интересы представляли албанские политические партии, выступавшие в роли политического крыла АНО; таким образом, формально, македонским представителям не пришлось вести переговоры с «мятежниками» и «террористами».
Согласно Охридским Соглашениям албанские вооруженные формирования разоружались, а македонское правительство обязывалось расширить права албанского меньшинства; в Соглашении были прописана «параметры» децентрализации государственного управления Македонии. После достижения соглашения, его текст подписал президент Македонии Борис Трайковский.
Охридские Соглашения включали в себя целый ряд положений, которые автор позволил себе сгруппировать по принципу «наглядности» разрешения внутреннего конфликта.
Первые три принципа фиксируют отказ от вооруженных методов борьбы, возврат к демократическим процедурам — в том числе, в этно-конфессиональной сфере, а также использование в области прав человека международных стандартов, что подразумевает учет и национально-культурных прав:
Три последующих принципа закрепляют существовавший до конфликта status quo в отношении администратитвно-территориального устройства и, одновременно, декларируют полиэтнический характер македонского государства и общества:
Задав одновременно «рамки» унитарности и полиэтничности и найдя, тем самым, компромисс между подходами македонских националистов и требованиями албанских националистов, Охридские Соглашения нашли инструмент решения «албанской проблемы» и на уровне местного самоуправления:
Результат примирения
Лидер албанской Армии национального освобождения Али Ахмети, по окончании военных действий с 2002 года начал политическую карьеру в качестве лидера «проалбанской» партии Демократический союз за интеграцию, которая в том же году впервые участвовала в парламентских выборах. С тех пор Ахмети постоянно избирается в парламент Македонии, а его партия столь же постоянно принимает участие в правительственных коалициях — сначала с СДСМ, затем с ВМРО-ДПМНЕ.
В целом, после Охридских Соглашений крупных инцидентов на межнациональной почве, несущих угрозу целостности страны не было, вмешательства внешних посредников не требовалось. И, что самое важное, — отдельные вылазки албанских экстремистов мгновенно подавлялись в первую очередь ввиду полного отсутствия поддержки со стороны местного населения.
Скорее это все таки временное решение проблемы. И волнения этого года показали, что при необходимости внешнии силы легко опять разыграют албанскую карту.
Если деструктивные но пассионарные нации начинают расползаться по стране, дальше страну очень сложно спасти.
Далеко за примером ходить не нужно. Бандеровцев не добили.
Теперь они временно окупировали, почти всю территорию УССР.