Перед уходом на летние каникулы парламент ратифицировал межправительственную конвенцию между Украиной и Кипром об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы. Верховная Рада приняла соответствующий закон спустя восемь месяцев после подписания межправительственного документа 8 ноября 2012 г. в Никосии. Им предусмотрено, что вместо действующих нулевых ставок дивиденды украинских предпринимателей, чей бизнес зарегистрирован на Кипре, будут облагаться по ставке от 5 % до 15 %.
Теперь 5 %-ю ставку налога от общей суммы дивидендов должен будет платить фактический собственник компании, владеющий не менее 20 % капитала или инвестировавший в приобретение акций не менее € 100 тыс. А доход от акций других акционеров будет облагаться налогом по ставке 15 %. Вместо нулевых ставок вводятся налоги в 10 % или 5 % на роялти и 2 % на доход от долговых требований.
Смена прописки
Несмотря на новые правила, которые вступят в силу с 2014 г., массовой миграции украинского бизнеса с Кипра в другие юрисдикции не будет, считают эксперты. Как рассказал «Капиталу» партнер налогово-юридического департамента аудиторской компании Deloitte Андрей Серветник, несколько месяцев назад, когда на острове произошел банковский кризис, только 5‑10 % их клиентов заявили о готовности искать более выгодные юрисдикции. В то же время, по его словам, проблемы Кипра не исчерпываются «стрижкой» вкладов и кризисом доверия к банковскому сектору. Привлекательность страны заметно упала с увеличением налога на доходы компаний с 10 % до 12,5 %. «Это уже значительно выше, чем в Швейцарии, и существенно больше того, чего можно добиться на Мальте. Кроме того, есть Ирландия, у которой действует та же ставка — 12,5 %, но государство имеет более высокую репутацию, чем Кипр, и вполне возможно, что торговые компании могут быть переведены туда», — полагает Андрей Серветник.
Важным фактором, играющим против Кипра как юрисдикции, для торговцев является то, что теперь островным компаниям приходится работать через банки в других странах, в то время как местные финструктуры потеряли доверие бизнеса. При этом эксперт отметил, что вероятность бегства холдинговых компаний невелика, несмотря на то что после вступления в силу новой конвенции в Украине им придется платить налог на репатриацию по дивидендам. «На Кипре у холдингов налогов по‑прежнему не будет, и что весьма важно — там нет налогов на выплату акционерам», — уточнил он. Помимо Кипра сейчас не так уж и много мест, где украинские холдинговые компании смогут добиться нулевой ставки налогообложения при выплате из Украины, подчеркнул Андрей Серветник.
Учитывая, что на острове действует выгодный режим налогообложения для компаний, владеющих правами интеллектуальной собственности, вероятность ухода IT-компаний также крайне низкая. Это же касается и финансовых компаний, которые не смогут быстро перевести свой бизнес. Старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры» Роман Блажко также полагает, что в связи с новыми правилами отток бизнеса с Кипра если и будет, то незначительным. При этом эксперт заметил, что пока сложно прогнозировать возможные потери Кипра и насколько смогут выиграть от этого другие юрисдикции. По его словам, среди потенциальных юрисдикций, куда может уйти бизнес, называются ОАЭ, с которыми у Украины есть соглашение о избежании двойного налогообложения. Существует и заинтересованность в Гонконге и Сингапуре. «Эти зоны лучше защищены в плане раскрытия информации. Но у них есть два недостатка — временной разрыв и то, что в этих юрисдикциях требуется локальный менеджмент с правом распоряжения, то есть оперативного контроля», — уточняет старший юрист международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов.
Кодекс неразглашения
С ратификацией конвенции также увеличился риск, что информация об украинских бенефициариях кипрских компаний будет доступна контролирующим органам в Украине. Впрочем, это не означает, что налоговые органы смогут беспрепятственно запрашивать данные по всем компаниям, кого они захотят проверить.
По словам опрошенных «Капиталом» экспертов, Кипр не заинтересован раскрывать данные, имея достаточно оснований для отказа — к примеру, если запрос будет противоречить местному публичному порядку или будет составлен с неточной аргументацией. «Для того чтобы информация была раскрыта, необходимо подтверждение проведения расследования либо решение суда по компании, по которой запрашивается информация», — подчеркнул Ярослав Абрамов. Однако даже в этом случае необходимых данных на Кипре может и не оказаться. Ведь в большинстве офшоров не требуется, чтобы административная компания хранила у себя всю документацию, в том числе и финансовую отчетность.