Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), обнародовала принятые еще в середине августа изменения к лицензионным условиям для поставщиков газа по регулируемому тарифу. Этот документ позволяет НАК «Нафтогаз України» получить лицензию на поставку газа по регулируемому тарифу крупным промпредприятиям и объектам теплоэнергетики.
Как это работает
Регулируемый тариф предполагает, что его размер устанавливает НКРЭ, в отличие от нерегулируемого, который формируется на основе договора между потребителем и поставщиком газа.
«Нафтогаз» уже получил лицензию на поставки по нерегулируемому тарифу — она действует с 31 января этого года до 30 января 2018 г.
Лицензионные условия для поставщиков газа по регулируемому тарифу были утверждены НКРЭ еще в январе 2010 г. Однако «Нафтогаз» не соответствовал им, поскольку лицензиат должен иметь в собственности или в пользовании распределительные газопроводы и вести деятельность на территории, на которой они расположены.
Ранее Кабинет министров предоставил «Нафтогазу України» статус «гарантированного поставщика газа» для промышленных предприятий с годовым объемом потребления свыше 3 млн куб. м и предприятий теплоэнергетики. А согласно постановлению НКРЭ «Правила пользования газом для юридических лиц», потребители природного газа просто обязаны заключить с «Нафтогазом» или облгазом, как гарантированными поставщиками, соответствующие договоры.
Эти компании могут иметь (и имеют) договоры с независимыми поставщиками, но договор с «Нафтогазом» или облгазом всегда обязателен.
Чего ждать
Опубликованный НКРЭ документ устанавливает, что «Нафтогаз України может поставлять газ, не имея в собственности или в управлении газораспределительных сетей.
«Эти изменения еще не предоставляют «Нафтогазу» право поставлять газ по регулируемому тарифу для промпотребителей и предприятий теплоэнергетики, но дают ему право обратиться в НКРЭ и получить соответствующую лицензию. И НКРЭ должна будет выдать такую лицензию и установить для НАК «Нафтогаз України» регулируемый тариф», — пояснил «Капиталу» и. о. президента Всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка» Олег Бакулин.
Сейчас «Нафтогаз » также выполняет функцию оператора газотранспортной системы, то есть он юридически и фактически дает добро на поставку газа от добывающей компании поставщику и от поставщика потребителю.
Поставщики газа должны каждый месяц согласовывать в «Нафтогазі» объемы поставок своим покупателям. Однако «Нафтогаз» может отказаться согласовывать эти объемы, и тогда несогласованные объемы поставки газа потребителю автоматически перейдут к нему как к гарантированному поставщику.
С таким отказом участники рынка уже сталкивались в конце июня этого года, когда правительство распорядилось принудительно направлять 50 % газа, добываемого частными компаниями, на хранение в подземные хранилища. Тогда «Нафтогаз» не согласовал частным компаниям поставки газа их потребителям.
Не ждут ничего хорошего
По словам Олега Бакулина, «Нафтогаз» уже начал рассылать потребителям газа письма о том, что они должны заключить договоры с ним как с гарантированным поставщиком.
«И если раньше потребители могли отказаться от этого под предлогом, что у НАК нет лицензии на регулируемый тариф, то скоро такая лицензия у нее будет», — говорит эксперт.
Олег Бакулин прогнозирует, что, имея в руках договоры на поставку газа крупным потребителям и влияя как оператор единой газотранспортной системы на поставку газа этим потребителям от других поставщиков, НАК может «перетянуть» на себя наиболее привлекательные промышленные предприятия.
«Как только на этот рынок выйдет компания «Нафтогаз України», она сразу отодвинет от потребителей в первую очередь независимых поставщиков. Годовой объем потребления газа свыше 3 млн куб. м в Украине имеют тысячи промышленных потребителей», — констатирует эксперт.
Виталий Радченко, партнер юридической компании CMS Cameron McKenna LLC, которая сотрудничает с газовыми компаниями, сказал «Капиталу», что поскольку «Нафтогаз» соединяет в себе две функции — поставщика газа и оператора газотранспортной системы, то опасность злоупотребления им своим главенствующим положением существовала де-факто всегда.
«Теперь же эта опасность будет закреплена еще и де-юре», — считает он. По словам Виталия Радченко, вышеуказанные функции «Нафтогазу» должны были быть разделены. Но пока этого не произошло, проблемы в нефтегазовом секторе останутся.
В качестве компромисса на переходный период Радченко предлагает передать функции согласования другой компании: «Можно было бы на период до разделения функций «Нафтогазу» передать право согласовывать ежемесячный баланс газа от «Нафтогазу» к «Укртрансгазу».