Недалеко от моего дома есть ресторан быстрого питания. Принадлежит он известной сети и ничем не отличается от подобных. Кроме одного — среди его технического персонала есть глухонемые.
Это бросается в глаза, потому что в Украине в заведениях общепита не принято брать на работу людей с ограниченными физическими возможностями.
Описываемый ресторан в силу его расположения посещают люди разного возраста и социального положения, киевляне и приезжие. При этом ни разу не приходилось видеть неудовольствия клиентов определенной сложностью общения с частью персонала. Посетители воспринимают это как должное, что, разумеется, правильно. К сожалению, это начинание не нашло распространения в столице, не говоря уж о других городах страны, где избыток рабочей силы ощущается еще острее.
Впрочем, одно положительное исключение мне все же довелось увидеть. На днях пришлось посетить один из эксклюзивных львовских ресторанов (хотя найти «не эксклюзивный» в этом городе — задача нетривиальная). Там работают официантами люди, чьи физические возможности ограничены из‑за маленького роста.
Работают наравне с обычными девушками и парнями. Справляются отлично. Даже у гостей из Европейского союза вызывает удивление присутствие среди персонала карликов. Впрочем, для нас важнее реакция соотечественников. Реакция положительная. Всегда положительная — по свидетельству завсегдатаев и администрации.
Эти два, не репрезентативных с точки зрения социологии, примера свидетельствуют о готовности общества воспринимать идеи гуманизации и равноправия в такой всегда конфликтной сфере, как трудовые отношения. Понимания этой общественной тенденции недостает как государству, так и абсолютному большинству работодателей. В этом вопросе они отстают от уровня развития общественного сознания. Впрочем, разве только в этом?
В крупнейшем современном музее Украины «Мистецький Арсенал» оборудована игровая комната для детей с ограниченными возможностями. В ходе культурных мероприятий музея там проводились мастер-классы для слабовидящих малышей. Разумеется, бесплатно. Этому примеру следуют крупные супермаркеты, торговые сети и другие общественные заведения.
Увы, это капля в море по сравнению с реальными потребностями в общении, коммуникации, социализации детей-инвалидов. Их в стране около 170 тысяч, и это количество, увы, возрастает. Инвалидов-взрослых — около трех миллионов. Среди них трудоспособных — порядка миллиона, из которых работают всего 20 процентов.
Совокупность этих обстоятельств представляет собой фронт работ для общества и государства. На этом фронте общество чисто символически, фрагментарно демонстрирует большую «правильность».