Эпопея с отставкой премьера Арсения Яценюка продолжается. После того как президент в прошлый вторник, 16 февраля, под давлением Белого дома вынужден был «отыграть» увольнение премьера в парламенте, Петр Порошенко решил взять главу правительства измором.
Устами лидера фракции БПП Юрия Луценко он потребовал от Яценюка либо уйти в отставку добровольно, либо предложить парламенту такой состав Кабмина, который будет пользоваться поддержкой большинства депутатов.
Фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомич» Андрея Садового дали премьеру четко понять, что их поддержки ему искать не стоит. На прошлой неделе они вышли из коалиции.
Более того, они уверены, что большинство в парламенте перестало существовать. По их версии, в коалиции после этого остались только БПП и «Народный фронт», у которых на двоих 215 голосов.
Соратники президента и премьера считают иначе: в коалиции с ними до сих пор РПЛ. Мол, Олег Ляшко осенью прошлого года хоть и заявил о выходе «радикалов» из большинства, соответствующие заявления своих депутатов не зарегистрировал, а значит, формально остался в коалиции.
Ляшко также считает, что он не в большинстве, но заявил, что готов вернуться в коалицию. В отличие от «Батькивщины» и «Самопомочи», РПЛ не настаивает, чтобы в правительстве не было Яценюка.
В такой ситуации решать, есть ли в Раде большинство или нет, будет спикер парламента Владимир Гройсман. Ведь по закону именно он официально должен огласить о том, что коалиция прекратила существование. Но глава парламента пока что этого не делает.
Таким образом, де-юре судьба правительства сейчас в руках парламента, де-факто — в руках президента. Ведь Гройсмана принято считать «на 100% человеком Порошенко».
«Подвесив» ситуацию в парламенте, глава государства возобновил переговоры с премьером о переформатировании Кабмина. Мы попытались проанализировать сценарии решения политического кризиса, которые сейчас на руках у президента и последствия, к которым может привести их реализация.
«Добровольный» уход
«Если бы президент не верил в то, что Яценюк может уйти сам, он бы публично не предлагал ему сделать это», — объяснил изданию собеседник в команде Порошенко.
Окружение президента уверено — голоса «за» отставку премьера есть, поэтому уволить его — не проблема. Вопрос, как убедить согласиться на этот сценарий западных партнеров.
В первую очередь, вице-президента США Джо Байдена и директора распорядителя МВФ Кристин Лагард. За последнюю неделю Порошенко несколько раз общался по телефону с Байденом. Общей смысл этих разговоров люди из команды президента описывают так: премьера уволить можно, но только при гарантии того, что Рада тут же назначит нового главу Кабмина.
С этим у Порошенко проблемы. После провала голосования за отставку правительства следующий раз парламент может поднять этот вопрос только на следующей сессии, которая стартует в сентябре нынешнего года. Впрочем, юридическая лазейка для того, чтобы «убрать Сеню» раньше, существует.
В законодательстве нет нормы о том, что развал коалиции означает отставку Кабмина. Зато в ст. 83 Конституции сказано, что новое большинство подает президенту кандидатуру на должность премьер-министра. Этим пытается воспользоваться Юлия Тимошенко. Она уверена, что законодательство дает основания парламенту поднять вопрос об отставке Яценюка, и даже пообещала зарегистрировать в Раде соответствующий проект постановления. Правда, с Тимошенко не согласны даже в РПЛ. «Из Конституции не следует, что в случае развала коалиции правительство автоматически уходит в отставку. Скорее, премьер может сделать это добровольно», — считает народный депутат от РПЛ Игорь Попов.
Собственно, добровольная отставка Яценюка — единственный возможный сценарий для назначения нового премьера. Ведь, только в таком случае в коалиции может остаться «Народный фронт».
Для того, чтобы все же заставить Яценюка написать заявление об увольнении, президенту достаточно не вмешиваться в работу своей фракции БПП и не требовать депутатов голосовать «за» законопроекты правительства. Тогда Кабмин до сентября, фактически, не сможет реализовать ни одной серьезной реформы.
Это продемонстрирует недееспособность премьера, в первую очередь, перед Западом. В свою очередь, Порошенко формально сможет оправдаться перед «кураторами» из Белого дома тем, что он не влияет на ситуацию, поскольку не вмешивается в отношения премьера и парламента.
На грани фола
Президент может и не дожидаться истечения полугодового иммунитета Яценюка. Для этого Гройсману достаточно объявить, что коалиция прекратила существование, запустив, тем самым, отсчёт досрочных парламентских выборов.
В такой ситуации Порошенко может рассчитывать, что под угрозой перевыборов нардепы, в том числе из «Народного фронта», станут более сговорчивыми и, в конце концов, согласятся создать новую коалицию и назначить новое правительство, но уже без Яценюка.
Главная проблема этого сценария в том, что против досрочных выборов категорически выступают западные партнеры. В то же время, по закону, распускать или не распускать Раду, в которой более 30 дней нет коалиции — право, а не обязанность президента. Таким образом, если депутаты не договорятся, и Петр Порошенко распустит парламент, он фактически проигнорирует требование западных партнеров со всеми вытекающими последствиями.
Собеседник издания в АП уверяет: позиция Белого дома в том, что парламентские выборы точно не должны состояться раньше, чем президентские в США. Напомним, американцы будут избирать нового главу Белого дома 8 ноября.
Впрочем, в этой ситуации для украинского президента открываются возможности более изысканной игры. Ее суть, опять-таки, попытаться убедить «кураторов из Вашингтона», что только добровольный уход Яценюка способен перезагрузить коалицию.
По идее, сценарий с неработающим парламентом рассчитан в первую очередь не на Яценюка, а на Байдена. Ведь, если президент убедит чиновника из Белого дома в том, что премьер должен уйти, тот может доходчиво объяснить Яценюку, что пора прощаться с должностью.
Пойти на мировую
Джо Байден настаивает, чтобы президент и премьер объединились «вокруг сильной правящей коалиции и программы реформ». В прошлую пятницу он пытался по телефону по очереди убедить в этом Порошенко и Яценюка.
Договориться команды президента и премьера пытались в прошлый четверг, 18 февраля, на заседании так называемого «Стратегического совета», который неформально называют G-7 (в него входят Порошенко, Яценюк, секретарь СНБО Александр Турчинов, спикер парламента Владимир Гройсман, глава АП Борис Ложкин, министр внутренних дел Арсен Аваков и глава фракции БПП Юрий Луценко).
По итогам заседания, команда президента «слила» в прессу информацию о том, что рассматривает возможность назначения на должность первого вице-премьера Бориса Ложкина. Напомним, ранее соратники президента настаивали, что это кресло должен получить заместитель главы АП Виталий Ковальчук. Соратники премьера в неофициальных беседах утверждают, что не против кандидатуры Ложкина.
Если президент всерьез готов направить в правительство Ложкина, то это можно расценивать как уступку с его стороны.
Но до компромисса по кадровым вопросам далеко. Параллельно с информацией о назначении Ложкина, команда президента пустила слух, что новым министром юстиции может стать замглавы АП Алексей Филатов. В ответ «Народный фронт», который настаивает на том, чтобы Минюст и дальше возглавлял Павел Петренко, распространила информацию, что Филатов рассматривается на должность Генпрокурора. Как известно, на этот пост всерьез претендует глава фракции БПП Юрий Луценко.
По сути, команды президента и премьера «информационно потроллили» друг друга.
Впрочем, вариант, что президент и премьер все же договорятся и все-таки переформатируют правительство, не исключен. Правда для этого им придется параллельно удовлетворить кадровый аппетит Олега Ляшко.
По версии депутатов от БПП и НФ, лидер «радикалов» намерен «выбить» должность министра экологии для своего соратника Андрея Артеменко и добивается назначения Виктора Галасюка министром экономического развития и торговли. Более того, для себя Ляшко якобы требует у партнеров пост спикера парламента. Правда, официально лидер РПЛ эту информацию отрицает.
Для Порошенко «мировая» имеет как «плюсы», так и «минусы». Преимущество в том, что президент может рассчитывать на дальнейшую лояльность Запада и возобновление кредитования Украины со стороны МВФ.
С другой стороны, союз с Яценюком неизбежно отразится на рейтинге президента, который и без того продолжает падать. Согласно последним соцопросам, сейчас он не превышает 16%. Если падение рейтинга Порошенко не замедлится, то к осени ему не будет никакого смысла проводить перевыборы в парламент. Ведь в результате он только ухудшит свои позиции в Раде. А в таком случае, Яценюк и вовсе может остаться премьером до конца президентской каденции Порошенко.
Кроме того, сохранение Яценюком премьерского кресла не позволит президенту «добить» ключевых олигархов — владельца СКМ Рината Ахметова и совладельца группы «Приват» Игоря Коломойского. Оба голосами своих депутатов поддерживают Яценюка в Раде, за что рассчитывают на лояльность со стороны правительства.
Какой из сценариев выберет Порошенко, пока не понятно. Поэтому главе государства предстоит решить, что ему важнее: лояльность Запада или популярность в Украине.