С 1 августа банки будут обязаны возвращать клиентам средства, украденные мошенниками с их карт Visa. Исключением станет лишь факт содействия держателя карты преступникам. Участники рынка считают, что их клиенты и сами должны проявлять осторожность при использовании карт.
Нулевая ответственность
Через полгода украинцы не будут отвечать за кражу средств со своих платежных карт. С 1 августа платежная система Visa внедрит в Украине принцип нулевой ответственности для держателей ее карт. «Такой принцип работает в США очень давно. Visa решила распространить его на весь мир. Если мошенники украли деньги с карты человека без его содействия, то человек не несет ответственности за это. После проведения расследования банк должен будет вернуть ему деньги, — рассказала директор по управлению рисками компании Visa Лариса Макарова. — Мы даем банкам полгода, чтобы подготовиться и внедрить инструменты для этого».
В Украине вопрос кражи денег с карт стоит остро. В прошлом году Верховный суд вынес отдельную правовую позицию, в которой указал, что банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием. Тем не менее банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их краже уже после совершения неправомерной трансакции.
В Visa считают такую позицию неправильной. «Клиент приносит деньги в банк, кладет их на карту, а банк говорит, что в случае чего он ответственности не несет. Это в корне неправильно. Банки должны усовершенствовать свои системы безопасности, работать со страховыми компаниями», — говорит Лариса Макарова.
К тем банкам, которые не будут выполнять это требование, Visa собирается применять меры воздействия. Но какие это будут санкции она не разглашает.
Клиентские сложности
В Нацбанке поясняют, что клиенты банков могут пользоваться такой прерогативой в своих интересах. «Раньше в законодательстве максимальная ответственность держателя платежной карты составляла 1,5 тыс. грн. Но банки сказали, что у наших граждан не такой менталитет и они будут использовать это против банков. Были внесены изменения в законодательство, и от этой нормы отказались», — рассказал начальник отдела департамента платежных систем НБУ Владимир Харченко.
Участники рынка считают, что доказать виновность клиента в краже денег сложно. «Непонятно, как оценивать ситуацию, когда пин-код написан на карте и она потеряна. Или клиент сообщил все свои данные кому-то, то разве должен банк отвечать за это?» — удивлен начальник отдела мониторинга рисков платежных карт управления экономической безопасности Укрэксимбанка Анатолий Денис.
Самодисциплина
Уровень финансовой грамотности украинцев оставляет желать лучшего, поэтому они могут неосознанно разглашать информацию о своих картах. «60-65% клиентов банков разглашают данные о своих платежных картах третьим лицам. В основном, речь, конечно, идет о пенсионерах», — отмечает начальник отдела безопасности платежных и карточных систем УкрСиббанка Дмитрий Мороз.
Клиенты банков должны более ответственно относиться к своим сбережениям. «Люди должны быть более внимательными. Деньги размещены на карте и есть риск их потерять. Нужно понимать, что случаев мошенничества будет все больше и больше. Но также нужно увеличивать и ответственность за такие действия преступников», — говорит директор Центра экономических исследований и прогнозирования «Финансовый пульс» Сергей Мамедов.