В мире с глобальной экономикой уже давно не обойтись средствами национальных правовых систем. Вместе с экономическими отношениями глобализируются и юридические механизмы их регулирования, в результате чего интеграция национального хозяйства с международным рынком невозможна без гармонизации соответствующих правовых инструментов.
Сегодня при заключении международных коммерческих контрактов стороны широко применяют практику арбитражных сделок - договоренностей, в которых обусловлено урегулирования возможных споров, которые могут возникнуть при реализации контракта. При этом, если участники коммерческого спора находятся под юрисдикцией одного государства, то урегулировать спор значительно проще, чем когда они имеют разную государственную принадлежность. Поэтому для таких случаев в настоящее время действует международный коммерческий арбитраж, предназначенный для решения споров между субъектами различной государственной принадлежности.
Дело в том, что даже в случае выигрыша дела одной из сторон в государственном суде, выполнить это решение в другом государстве можно только на основании специального международного договора или на основе взаимного согласия. Однако практика признания судебных решений других государств является крайне неэффективной в международном праве. В частности, к договорам, которые гарантируют такое признание (например, Гаагская конвенция), присоединилось только полдесятка стран. В то же время решение международного арбитража являются обязывающими для сторон и могут быть выполнены принудительно, что предусмотрено Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений. К Конвенции присоединились более 140 стран мира, то есть почти все экономически значимые юрисдикции.
Вместе с тем, если решение суда национальной юрисдикции должно выполняться немедленно, то решение международного коммерческого арбитража нуждается в признании государственным судом. Таким образом, эффективность арбитражных решений напрямую зависит от проарбитражности национального законодательства.
Украина уже давно ратифицировала Нью-Йоркскую конвенцию и даже приняла Закон «О международном коммерческом арбитраже». Однако ряд пробелов и недостатков в процессуальном законодательстве мешает эффективному функционированию международного арбитража, которое невозможно без содействия и контроля со стороны государства, осуществляемого государственными судами.
С целью улучшения ситуации Комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия в ближайшее время рассмотрит законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно вопросов судебного контроля и поддержки международного коммерческого арбитража)». Целью проекта является повышение эффективности арбитража и повышение привлекательности Украины как места арбитража, а также усиление притока инвестиций в государство.
Для чего нужен такой закон? Дело в том, что арбитражное законодательство и судебная практика по вопросам, связанным с международным арбитражем, входят в критерии оценки инвестиционного климата государств таких глобальных рейтингов как «Doing Business» (Мировой Банк), «Investment Attractiveness Index» (European Business Association) и многих других.
Для Украины этот вопрос стоит особенно остро, поскольку, заключая контракты с украинскими контрагентами, большинство иностранных компаний настаивает на рассмотрении споров, связанных с их исполнением, именно в международном арбитраже.
В течение последних лет многие государства начали активно развивать арбитраж в своих юрисдикциях. Причины такой тенденции довольно очевидны.
Достаточно взглянуть на ситуацию в развитых арбитражных юрисдикциях, чтобы понять, сколько преимуществ дают их статус и репутация для местных арбитражных сообществ, в том числе и для государств в целом: новые дела для арбитражных специалистов соответствующей юрисдикции в качестве арбитров, экспертов или представителей сторон в арбитраже, дополнительная категория дел для судебной системы соответствующих государств; новые дела для местных адвокатов; значительные поступления в бюджет в виде судебных пошлин и налогов; дополнительные преимущества для местных пользователей арбитража, которым легче согласовать место арбитража в своей родной юрисдикции, которая является для них более комфортной и менее затратной.
Согласно оценкам финансистов, изменения в арбитражное законодательство Англии начали ежегодно приносить в бюджет страны около одного миллиарда долларов. И это только учитывая гонорары арбитров и юристов. Если добавить к подсчетам услуги арбитражных институтов и другие источники дохода, связанные с арбитражем, сумма будет значительно больше.
Предложенные проектом изменения украинского арбитражного законодательства сделают Украину более привлекательным местом арбитража, что создаст предпосылки для дополнительных поступлений в бюджет.
Кроме улучшения инвестиционного климата и увеличения бюджетных доходов, проарбитражное процессуальное законодательство также способствует уменьшению нагрузки на государственные суды в сложных спорах с участием иностранных лиц и прекращению оттока сложных споров в иностранные юрисдикции с более благоприятным арбитражным законодательством. На практике это означает, что представители крупного бизнеса в Украине в перспективе смогут решать свои споры не только в Лондоне или Стокгольме, но и в пределах привычной для них юрисдикции украинского законодательства.
Так как речь идет не о создании отдельных организационных структур в судебной системе Украины, а лишь о дружеской арбитражу правовой инфраструктуре, то реализация проекта не требует дополнительных материальных и других затрат из Государственного бюджета Украины. К тому же, законопроект не содержит правил и процедур, связанных с рисками совершения коррупционных правонарушений, что позволяет реализовать его без проведения общественной антикоррупционной экспертизы.
В общем, качественная имплементация указанных изменений станет одновременно и дополнительным стимулом для развития украинской экономики, и важным приложением к конституционной реформе в части правосудия.